Другой пример (более свежий) — Ельцин. Он обещал: «Если цены поднимутся — лягу на рельсы!» И до самой смерти люди мстительно ему напоминали: не лёг, не лёг. Он, конечно, этого не слышал, но факт остаётся фактом: неосторожное выражение застряло в народной памяти.
Председатель Центральной избирательной комиссии (ЦИКи) Элла Памфилова три года назад, в октябре 2018-го, предложила переименовать избирательную урну. Она подробно объяснила свою мотивацию. Цитируем сообщение ТАСС:
ПАМФИЛОВА. Давайте честно скажем, что, когда говоришь «избирательный ящик», все думают, как бы не сыграть в этот ящик. Когда «урна» — все думают: «Прах из урны». И так далее, ассоциации не очень положительные.
Она на самом деле очень сильно хотела переименовать урну, ибо даже собственные деньги предложила за хорошую идею.
ПАМФИЛОВА. Я хотела бы ещё добавить: если кто-то придумает аналог «избирательному ящику» или «избирательной урне», то 77 тысяч — вот так мне захотелось — из собственной зарплаты в качестве презента точно переведу. Вот мой приз. Придумайте.
Деньги хорошие; если их до сих пор никто не получил, я рискну стать претендентом на этот приз. Предлагаю переименовать урну в шкатулку. Все поймут этот положительный образ, особенно дамы, которые именно в шкатулках хранят самое дорогое: брильянты, жемчуга, локон любовника. Шкатулка ассоциируется со словом «драгоценности», а что может быть дороже для политика, чем голоса избирателей.
Другой вариант переименования: копилка. У неё, как у урны, есть щёлка в спинке, туда засовывают денежки, а в нужный момент вскрывают, вытряхивают и считают — точь-в-точь как на выборах. А бюллетени — те же деньги; судя по тому, в какие суммы выборы обходятся кандидатам и партиям.
***
Людям всегда интересно, что думает государственный деятель, верит ли он сам в свои обещания или привычно обманывает людей? Всем хочется узнать, что у него в голове и ниже (в сердце).
В психологии есть понятие «проекция». Это механизм психологической защиты, в результате которой внутреннее ошибочно воспринимается как приходящее извне. Человек приписывает кому-то или чему-то собственные мысли, чувства, мотивы, полагая, что воспринял нечто внешнее, но только не собственное нутро. Проекция — общий для всех людей психологический механизм, он глубоко личные переживания и ассоциации переносит на внешний объект.
Простейший пример: ребёнок видит кролика — милого пушистого зверька, с которым очень хочется поиграть, погладить. Тигр видит кролика — это просто прыгающий кусок мяса, который хочется немедленно сожрать. Глядя на милого ребёнка, нормальный человек и педофил испытывают радикально разные чувства.
Если у Эллы Памфиловой избирательная урна вызывает только кладбищенские ассоциации, это, возможно, означает, что она, быть может, подсознательно похоронила наши российские выборы. В погребальной урне находится пепел; и это дополнительно подтверждает тот же психологический механизм: хочется сжечь бюллетени, торжественно замуровать и спокойно жить дальше.
Однажды в 1996-м Памфилова призналась: «Политика — это очень тяжело, когда есть совесть и честь». 25 лет носить тяжести — любой устанет.