Виктор Германович Казанцев умер после тяжелой и продолжительной болезни на 76-м году жизни. В 1999 году он был командующим войсками Северо-Кавказского военного округа. Именно ему поручено было возглавить объединенную группировку федеральных сил во время операции против боевиков, напавших на Дагестан. Операция получила название второй чеченской войны. В течение трех недель боевики были разгромлены и вытеснены за пределы Дагестана.
Вспоминая генерала армии Казанцева, Валерий Баранов сказал:
- Я знал Виктора Германовича еще по Забайкальскому военному округу. Он был сначала замначальника штаба, потом замкомандующего войсками округа по боевой подготовке, начальником штаба округа. Я в это время был командиром 2-й гвардейской танковой дивизии в Монголии. Потом вывел эту дивизию в городок Безречный в Забайкалье.
Я тогда уже увидел, что Казанцев - прекрасный человек и командир. Он детально разбирался в вопросах боевой подготовки. Все учения и тренировки, которые проходили в округе, всегда сопровождались какой-то новизной. Он проявлял высочайшую ответственность при подготовке мероприятий боевой подготовки, в том числе командирских сборов.
Многое нам, командирам дивизий, корпусов, нашим заместителям, надо было выполнять самим. Могу привести такой пример: мы, будучи уже генералами, проходили обкатку танками, реально, на полигоне - все командиры мотострелковых, танковых дивизий, их заместители.
- В окопе?
- Даже не в окопе, а в маленькой щели, окопчике, вырытом сантиметров на 40 в глубину. Танк шел над тобой, ты под танком, а потом бросаешь гранату.
Каждый комдив стрелял из всего оружия, которое есть в дивизии. Например, руководил огнем артиллерии.
- Генерал Казанцев так требовал?
- Да, это было общее требование. На сборах под его руководством всегда эта система жила. Если ты комдив, то стреляешь из всех видов оружия. Например, руководишь огнем артиллерии - артиллерийского полка или, минимум, реактивного дивизиона. То есть полностью руководишь всей системой управления огнем.
- Какую роль генерал Казанцев сыграл во второй чеченской кампании?
- Я бы сначала хотел сказать о том периоде, когда он был назначен командующим войсками Северо-Кавказского военного округа. Он в первую очередь начал поднимать вопросы боевой подготовки в округе.
Что касается второй чеченской кампании, то он глубоко продумал все вопросы при планировании и организации. Мало кто знает, например, что под его руководством из Ингушетии была проделана дорога в тыл боевиков. И кроме того, что войска наступали по фронту, их основная масса шла по этой дороге. Этим, а также выброской тактических воздушных десантов на вертолетах на захват господствующих высот в районе Ведено и Утум-Калы незаконные вооруженные формирования были практически отрезаны от баз. Им не дали возможности уйти в горы.
- Планирование было под руководством Казанцева?
- Более того, во время данной кампании он был организатором всех оперативных мероприятий. Без его решения ни одно движение войск не проходило. Он глубоко вникал в каждый вопрос ведения боевых действий, оказывал помощь командирам не только в принятии решений, но и в ходе их исполнения.
Виктор Германович выезжал на самые опасные участки. Непосредственно на местности оказывал помощь командирам. Он не просто был командующим, он был человеком, который организовывал все боевые действия. И в то же время старался сделать все, чтобы как можно меньше было потерь в войсках.
Ведь мало кто знает о том, что еще в первую чеченскую кампанию его старший сын, офицер, одним из первых был тяжело ранен. Остался инвалидом на всю жизнь. Пуля снайпера попала в шею. Он очень сильный по характеру, весь в отца. Работал над собой, над восстановлением. И при таком тяжелейшем ранении он трудоспособен и работает.
Я искренне соболезную всем родным и близким Виктора Германовича.