Резиденция «Заславль», в которой состоялось, как выразились хозяева, «долгожданное» заседание союзного Совмина, известна ещё с советских времен. Здесь, на берегу Минского моря, генсеки любили принимать высоких иностранных гостей. Например, Жорж Помпиду именно в «Заславле» узнал, что такое настоящая русская баня и был шокирован, когда поутру вместо кофе с круассаном ему предложили принять ванну, наполненную свежайшим снегом.
Лукашенко приглашал в резиденцию иранского президента Ахмадинежада и лидера ливийской джамахирии Муаммара Каддафи. Последний, правда, ночевал не в доме, а в собственном шатре. Сам батька когда-то жил в «Заславле» на постоянной основе, но теперь приезжает преимущественно летом, если появилась потребность позагорать и покупаться.
Однако Михаилу Мишустину, несмотря на установившуюся в Белоруссии жаркую погоду, явно было не до пляжного отдыха. Заседание союзного Совмина прошло стремительно: после того, как Путин и Лукашенко принципиально одобрили пакет из 28 интеграционных документов, премьерам оставалось только их подписать и договориться о дальнейших действиях. Ведь почти все союзные программы требуют разработки и принятия дополнительных соглашений, внесения корректировок в законодательство и т.д. «Мы искренне заинтересованы в том, чтобы вывести наше сотрудничество на новый уровень и придать импульс интеграции. Наша задача выполнить все договоренности, достигнутые на высшем уровне», - подчеркнул Мишустин.
Оба премьера заверили, что главная цель интеграции - добиться роста экономик и повышения благосостояния населения при сохранении политического суверенитета обеих стран. По словам главы белорусского кабмина Романа Головченко, реализация союзных программ должна привести к «выравниванию социально-экономических условий» для граждан России и Белоруссии и «предоставлению им равных возможностей на территориях обеих государств».
Что это означает на практике - в частности, какой уровень пенсий и других социальных выплат предполагает это «выравнивание» - узнать не удалось. Никакой конкретики по содержанию программ на заседании Совмина представлено не было. Глава белорусского МИДа Владимир Макей, пойманный журналистами в кулуарах, на вопрос о деталях только испуганно округлил глаза и развёл руками.
Удивительно, но ясности не прибавилось даже по такому избитому вопросу, как отмена роуминга. В документе, опубликованном по итогам заседания, отмечается, что функционирование единого рынка связи и информации подразумевает «отмену роуминга на территории Союзного государства», но в какие сроки это произойдёт по-прежнему не известно.
Напомним, что предыдущие соглашения, достигнутые в 2017 году, предусматривали отмену платы за входящие звонки в роуминге не позднее сентября 2020 года. Однако на дворе уже сентябрь 2021-го, а платить (правда, чуть поменьше) по-прежнему приходится. В качестве очередного ориентира называется 1 января 2022 года, но поскольку в дорожной карте эта дата не фигурирует, рассчитывать на выполнение обещаний особо не приходится.
После переговоров в Кремле Владимир Путин и Александр Лукашенко анонсировали достижение договоренностей по «чувствительному» газовому вопросу. Но на самом деле конкретика пока есть только на 2022 год: ещё в июле было достигнуто соглашение о том, что Минск продолжит платить за топливо столько же, сколько платит сейчас - 128,5 долларов за тысячу кубов.
Что касается последующего периода, то в документе, обнародованном в пятницу, говорится буквально следующее: «До 1 декабря 2023 года запланировано подписание дополнения к союзной программе, определяющего основные принципы функционирования и регулирования объединённого рынка газа, а также сроки их внедрения, исходя из движения в сторону сближения условий хозяйствования в газовой сфере относительно текущего уровня».
То есть общий рынок газа не начнет действовать с 1 декабря 2023 года, как подумали некоторые. И Белоруссия не будет покупать российский газ по цене, установленной для Смоленской области, как мечтает Лукашенко. До этого еще должно произойти «сближение условий хозяйствования», а когда это случится и случится ли вообще - одному Богу известно.
Впрочем, по нефти ситуация ещё менее определенная. Согласно договоренностям, предстоит (когда - не уточняется) принять международный договор об объединении рынков нефти и нефтепродуктов РФ и Белоруссии и гармонизации национальных законодательств.
Михаил Мишустин заявил, что белорусская сторона получит доступ к госзакупкам в РФ, мерам поддержки и субсидиям. А также рынок сбыта для своей продукции - и сможет в упрощенном порядке привлекать инвестиции российских фондов развития. Таможенные службы, по его словам, будут работать как единая команда. Интеграция платежных систем, в свою очередь, откроет новые возможности перед гражданами и бизнесом.
Журналистов заинтересовали перспективы гармонизации налогового законодательства, предусмотренные союзными программами. В Белоруссии, как известно, есть налог на тунеядство, который платят все, кто не работает более полугода без уважительных причин. А также такие экзотические для РФ поборы, как налог на собак, на майнинг и на сбор грибов для юридических лиц. Глава Минэка Максим Решетников успокоил: в целом налоговая система не изменится. Достигнутые договорённости не затрагивают основные налоги (НДФЛ, на прибыль, на землю и т.д.). Речь идет только о косвенных налогах, да и то, как уточнил Михаил Мишустин, с изъятиями.
Самые распространенные косвенные налоги - это акцизы и НДС. В России ставка НДС составляет 20%, по социальной группе товаров - 10%. В Белоруссии несколько ставок НДС - базовая тоже 20%. Но есть ещё 10% на продовольствие и товары из так называемого «списка Лукашенко», который постоянно меняется. И 25% - на услуги электросвязи.
Владимир Путин на пресс-конференции говорил, что переход на общие принципы взимания косвенных налогов (соответствующий договор ещё также предстоит подписать) необходим для повышения прозрачности взаимной торговли. «Чтобы была видна структура цены товара», - объяснил он.
Минск