Талибы объявили о создании временного правительства Афганистана, состоящего только из мужчин, включая министра внутренних дел, разыскиваемого ФБР, в день, когда по меньшей мере два человека были убиты в результате жестокого подавления уличных протестов против новых властей, пишет The Guardian.
Обнародованное во вторник руководство полностью сформировано из сторонников «Талибана», несмотря на обещания создать «инклюзивный» кабинет министров, при этом многие из высокопоставленных фигур включены в санкционные списки ООН, что, вероятно, усложнит попытки группировки добиться международного признания.
Поздно во вторник представитель Госдепартамента США сказал: «Мы отмечаем, что объявленный список имен состоит исключительно из лиц, которые являются членами «Талибана» или их ближайшими соратниками, без женщин. Мы также обеспокоены аффилированностью и послужным списком некоторых людей. Мы понимаем, что талибы представили это как временный кабинет. Однако мы будем судить о талибах по их действиям, а не по словам».
Государственный департамент вновь призвал «Талибан» обеспечить безопасный проезд гражданам США, а также афганцам, желающим уехать.
Афганистан снова будет официально именоваться «Исламский эмиратом», как это было при правлении талибов в 1990-е годы, а его глава Хибатулла Ахундзада станет верховным лидером.
«Талибан» также воссоздал Министерство пропаганды добродетели и предотвращения порока, печально известный орган принуждения, который был одним из самых ненавистных институтов, когда талибы в прошлый раз контролировали Афганистан. Основная функция этого ведомства заключалась в пресечении крайнего толкования талибами исламского права.
Премьер-министром Афганистана станет мулла Мохаммад Хасан Ахунд, один из основателей группы, близкий к ее первоначальному лидеру, одноглазому мулле Мохаммеду Омару. Он имел гораздо меньшее международное влияние, чем другие высокопоставленные лидеры Талибана, но как глава влиятельного руководящего совета этой группировки он считается одним из самых влиятельных ее членов.
Сын муллы Омара, мулла Якуб, будет министром обороны, а исполняющим обязанности министра внутренних дел – Сираджуддин Хаккани, объявленный в розыск ФБР с наградой в размере 5 миллионов долларов за его голову.
В своем первом заявлении после захвата власти талибами в прошлом месяце Хибатулла Ахундзада сказал, что новые правители Афганистана привержены всем международным законам, договорам и обязательствам, не противоречащим законам ислама.
«В будущем все вопросы управления и жизни в Афганистане будут регулироваться законами священного шариата», – сказал он.
Оказавшийся у руля власти в Афганистане «Талибан» столкнулся с серьезным экономическим кризисом, внутренним давлением со стороны политических оппонентов и восстанием в Панджшерской долине, которое не было полностью подавлено, несмотря на захват столицы провинции талибами.
Внутреннее давление было подчеркнуто протестами в Кабуле, в которых приняли участие сотни людей, и которые, хотя поначалу были мирными, закончились стрельбой талибами в воздух, избиением протестующих и журналистов, захватом оборудования и задержанием некоторых людей.
По данным афганской газеты Etilaatroz, меньшая акция протеста в западном Герате закончилась гибелью двух человек, как минимум четыре человека получили ранения. Как пишет The Guardian, есть видео, на котором талибы разгоняют протестующих с применением огнестрельного оружия.
В условиях замороженных внутренних резервов и длительной зависимости страны от международной помощи также ведется отчаянный поиск международной легитимности, которая могла бы позволить денежным средствам продолжать движение. Объявленный талибами состав правительства вряд ли обеспечит прогресс по любому из этих направлений.
Вместо этого оно, по-видимому, в первую очередь предназначено для предотвращения внутренних расколов внутри самого движения после нескольких недель жарких внутренних дискуссий о разделении власти, полагает Харун Рахими, профессор права в Американском университете Афганистана. «Это не поможет с внутренней легитимностью, это не поможет с международным признанием, это не поможет ослабить сопротивление, и они не помогут правительству работать более гладко», – сказал он, отметив, что немногие министры обладают достаточным опытом работы в соответствии с полученными в новом правительства портфелями.
В новом кабинете также в значительной степени доминируют пуштуны, которые составляли первоначальную основу власти талибов, но при этом составляют лишь около 40% населения Афганистана. Всего трое назначенцев оказались представителями других национальностей.
Официальный представитель правительства Забихулла Муджахид, отвечая на вопрос об отсутствии инклюзивности, смог дать лишь расплывчатые обещания о том, что не распределенные пока портфели могут быть розданы таким образом, чтобы расширить возможности правительства. «Остались некоторые министерские посты и должности заместителей, многие руководящие должности. Мы постараемся включить в правительство людей со всей страны. Это не постоянный кабинет, и мы постараемся сделать его более инклюзивным», – сказал он.
Как отмечает Daily Mail, четыре высокопоставленных члена нового временного правительства Талибана – бывшие узники Гуантанамо-Бей, которые были освобождены администрацией Обамы при обмене пленными на армейского дезертира сержанта Боу Бергдала, находившегося в плену у талибов.
Четыре новых чиновника были членами жесткой «пятерки Гуантанамо», которых выпустили в обмен на освобождение Бергдала в 2014 году.
Во вторник «Талибан» объявил о назначении исполняющего обязанности директора разведки Абдул Хака Васика, исполняющего обязанности министра по делам границ и племен Норуллаха Нури, заместителя министра обороны Мохаммада Фазла и исполняющего обязанности министра информации и культуры Хайруллы Хайрхаха.
Четверо мужчин, которые также принимали участие в прямых переговорах с США на саммите в Дохе в прошлом году, провели около 13 лет в военном лагере для заключенных на базе Гуантанамо.
Республиканский член Палаты представителей Майк Вальц, бывший «зеленый берет», служивший в Афганистане, выразил отвращение к тому, что ключевые посты в этой стране теперь будут занимать бывшие узники Гуантанамо. «Я испытываю дежавю, зная, что сейчас действует та же команда национальной безопасности, которая затем «обменяла» таких ценных террористов на предателя Боу Бергдала, – сказал он DailyMail.com. – Я лично руководил поисками Бергдала, и солдаты в других частях погибли в его поисках. Видеть этих бывших узников Гуантанамо, которые теперь руководят террористическим государством, которое снова будет угрожать нашей родине, – это пощечина каждому ветерану и жертвам 11 сентября. Несмотря на это, администрация Байдена еще не осознала, что умиротворение имеет серьезные последствия для национальной безопасности, и сейчас мы оказались в большей опасности в результате этого катастрофического вывода».
Одна из самых страшных фигур из этой четверки, пишет Daily Mail, – мулла Мохаммад Фазл. Он возвращается к той роли, которую он занимал в талибском правительстве до 11 сентября в качестве заместителя министра обороны. Утверждается, что он несет ответственность за убийства тысяч представителей шиитского меньшинства Афганистана.
Он, как и остальные четверо, был освобожден в рамках сделки с обменом. Пятый член «пятерки Гуантанамо», Мохаммад Наби Омари, был назначен губернатором восточной провинции Хост в прошлом месяце.
Абдул Хак Васик, глава Национального управления безопасности, также был освобожден в рамках сделки с обменом на сержанта Бергдала. Ранее он был заместителем министра разведки талибов. Он также принимал участие в политических переговорах с США в Дохе.
Еще один из «пятерки Гуантанамо», мулла Хайрулла Хайрхах, будет министром информации и культуры. Мулла Ноорулла Нури, который занимал пост губернатора нескольких провинций при предыдущем правительстве Талибана, будет министром границ и по делам племен. Правозащитные группы также обвиняли его в зверствах против шиитов.