«Узнаете Марью-искусницу — ваша она. Не узнаете — наша она. На веки вечные!» — честно предупредил героев сказки главный антигерой — коварный и злой водяной царь Водокрут Тринадцатый. Выбирать сказочным героям, напомним, предстояло из шести Марьюшек — одной настоящей и пяти поддельных, сотворенных колдовством.
Территориальная избирательная комиссия №30 Центрального района Санкт-Петербурга никаких вербальных напутствий избирателям делать не стала. Предпочла наглядную агитацию. Говорящую, впрочем, лучше всяких слов. На утвержденном комиссией плакате, который представляет кандидатов, внесенных в избирательный бюллетень — он будет присутствовать на всех входящих в округ участках, — красуются сразу три Бориса Вишневских, похожих друг на друга, как принято говорить в таких случаях, до степени смешения.
Два из трех Вишневских, уточним прежде, до начала избирательной кампании носили другие имена и фамилии. Один был Виктором Быковым, второй — Алексеем Шмелевым. Мало того, как утверждают знающие люди, выглядели они тоже по-другому. Без характерных для «оригинального», «природного» Вишневского бороды и залысин. Впрочем, по одной из версий, внешность «лже-Вишневские» все-таки не меняли: ограничились редактированием своих истинных ликов в фотошопе.
Нет, тех, кто близко знает настоящего Вишневского, никакой фотошоп, конечно, не обманет: сразу заметят подделку. Но остальным его избирателям придется помучиться с опознанием. По сути, единственное бросающееся в глаза отличие на плакате — отчество. Бориса Вишневского №1 — Лазаревич; «клонов» — Геннадьевич и Иванович.
Глава ЦИК в курсе ситуации и выражает полное сочувствие Борису Вишневскому — настоящему, разумеется, — подвергшемуся грязной политтехнологической атаке. Правда, ничем помочь кандидату, увы, не может: закон не препятствует «двойникам» участвовать в выборах. Вся надежда, мол, на то, что избиратели не позволят себя обмануть.
Есть и хорошие новости: Памфилова обещает плотно заняться этой темой после выборов и подготовить «предложение для новых законодателей... чтобы подобных позорных случаев просто не было». Не факт, правда, что «новые законодатели» разделят возмущение Эллы Александровны.
Ведь, судя по распространенности этого явления в наших палестинах и полному бессилию перед ним избирательной системы, парламентариев, избранных благодаря «клонам» и прочим грязным технологиям, будет в депутатском корпусе явно меньше, чем жертв подобных атак. Ибо при всей фантасмагоричности наших выборов, в отличие от сказки, на них далеко не всегда побеждает добро.