Основной аргумент противников электронной торговли: вы не сможете пощупать товар руками, по картинке трудно оценить качество. Ее же сторонники возражают, что, например, бытовых товаров и электроники известных марок это не касается. С этим трудно не согласиться. И этот же принцип легко переносится с электронных покупок на электронные выборы. Если на вашем участке баллотируется известный и симпатичный вам журналист, спортсмен, ученый (а в Москве их в этом году выдвинулось предостаточно), то его, как и немецкий холодильник, можно брать, не сомневаясь.
Другое дело, когда знакомые кандидаты по вашему округу вам не симпатичны. Как выбрать из неизвестного? Фанаты интернет-торговли в этом случае советуют съездить посмотреть и выбрать товар в магазине, но покупать все равно на сайте – так дешевле. И вот этот совет совсем не про выборы. Во-первых, не дешевле. А во-вторых, посмотреть и пощупать кандидата как раз легче в Интернете. На избирательном участке ничего кроме информационных стендов с партийной принадлежностью и краткой биографией нет. А при онлайн-голосовании к вашим услугам вся безбрежная Сеть.
За что же щупать кандидата? Смотреть ли ему на зубы, как коню, или под хвост (то есть капот), как бэушному автомобилю?
Например, партийная принадлежность. У нас в выборах участвуют 14 партий. Поднимите руку, кто без запинки назовет их все. А с запинкой? Там только компартий две штуки. Одна КПРФ, другая «Коммунисты России». И что, есть кто живой, кто слету расскажет, чем отличаются их программы?
Скажем прямо, политикой сейчас мало кто интересуется. И это очень даже не плохо. Когда все политикой интересуются – значит в государстве что-то не ладно. Вот сразу после перестройки политикой интересовались. Сейчас же никто не поверит, но люди на работу с маленькими радиоприемниками ездили: слушали выступления на Съезде народных депутатов. Так и идут толпами до метро, приемники к уху приложив. Только вот в магазинах как раз в этом 1989 году продукты стали заканчиваться. А раз так, то надо что-то менять в стране – вот политика и интересна, и востребована.
Сейчас с продуктами вроде все нормально. И заставить человека послушать себя не может даже шутовской гений Жириновский. Сейчас мало кто разбирается в нюансах политических или экономических программ разных партий. Да и различия в этих программах правильно выше названы «нюансами». Вы, правда, думаете, что коммунисты в случае победы сразу коммунизм начнут строить, а «Справедливая Россия» – справедливость устанавливать...? Да что вы. Полшага влево-вправо. А результат, если он будет, то будет заметен через пару лет, да и то не гражданам, а статистикам.
Пол, возраст, биографии – это все очень на любителя. Сейчас даже постановка вопроса: «Кто лучше, мужчина или женщина?» – справедливо считается неприличной и провокационной.
И тут, наверное, куда интересней посмотреть живые выступления кандидата. Не с точки зрения плавности речи: самые деловые, работящие люди обычно не слишком красноречивы. Да и о своих успехах говорить особо стесняются. Зато у кого язык подвешен, так это у профессиональных краснобаев. Вот только из-за обилия слов времени для дел почти не остается. Но видео с живым выступлением, а лучше разговором, позволят, хоть и не всегда, разглядеть, искренен ли человек. Ну хоть немного. А это, несмотря ни на что, в политике важно.
Поэтому, чтобы пощупать незнакомого кандидата, выбрать одного из всех, как раз никуда от компьютера отходить и не надо. В Интернете легко можно найти видео с любым из них.
И это, третье, и главное преимущество ДЭГ.