На нынешних выборах для особо ленивых или слишком занятых, тех, у кого «нет времени», а таких, по данным соцопросов, 28 процентов, работает электронное голосование. Это удобная, надежная и суперсовременная система, которую по достоинству оценят и старшее поколение, и зумеры. Так что и вопрос «идти», в смысле физически перебирать ногами, уже не стоит так остро. Но вот вопрос непосредственно участия – крайне важен. Выборы определяют наше будущее, судьбу страны, ее развитие.
Вот, например, что думают по этому поводу ведущие российские политологи.
Социолог и политолог, кандидат политических наук Автандил Цуладзе также положительно оценил систему ДЭГ (дистанционного электронного голосования):
– В ближайшем будущем, я думаю, электронное голосование везде заменит бумажное. Происходит всеобщая цифровизация, и это тренд, которого не избежать. Другой вопрос, что при использовании современной технологии не стоит применять советскую политическую культуру – не должно быть принуждения к регистрации. Этот диссонанс должен быть устранен эволюционным путем. А в принципе, технология ДЭГ – за ней ближайшее будущее, это вовсе не отдаленная какая-то история. Хорошо, что она уже внедряется. В условиях непрекращающейся пандемии ходить на участки не многие горят желанием. И, конечно, голосовать надо. В ситуации, когда действительно растет количество угроз, а общество подвергается целому комплексу угроз – это и природные катастрофы, и обострение социально-экономической ситуации, – чем выше гражданская активность, тем больше шансов найти сообща консенсусное решение проблем. Опыт, в том числе западной демократии, показывает – чем выше гражданская активность населения, реализуемая через легальные процедуры, тем эффективнее удается преодолевать кризисные ситуации.
Алексей Макаркин, заместитель директора Центра политических технологий, отвечая на наш вопрос, вспомнил, в том числе, мудрый анекдот:
– Идти голосовать нужно, чтобы потом не жалеть о том, что не пришел. Часто люди, которые не голосуют, потом разочаровываются и говорят – такие плохие выборы, такие плохие результаты. А ты сам пришел? Причем сейчас на выборах представлены самые разные политические силы. То есть можно выбрать партию в соответствии со своими предпочтениями. Можно выбрать партию в соответствии с принципом рационального голосования – то есть того, кто более близок и при этом имеет реальные шансы на вхождение в Думу. Значит, можно голосовать чисто идеологически, а можно – рационально, кому как хочется. На самом деле, если мы посмотрим, включенные в избирательный бюллетень партии представляют практически весь идеологический спектр. Есть коммунисты, есть либералы, есть экологические партии, есть партия власти, есть популисты. Еще один момент – снижение явки связано с тем, что люди разочарованы и считают, что ничего изменить не удастся. А значит, выборы никак не повлияют на жизнь обычного человека. Эти настроения показывают данные социологических опросов. Но если самому ничего не делать – и действительно ничего не изменится. Это как в анекдоте про человека, который молится Богу и говорит, что никогда не выигрывал в лотерею. А Бог ему отвечает: «Ну ты хотя бы лотерейный билет купи». Кроме того, когда говорят о том, что политика отделена от населения (люди живут в одном измерении, а политики – в другом), не учитывается то, что в политику, в том числе на федеральный уровень, приходят люди с опытом участия в конкретных проектах. Проектах низового уровня. В политику идут общественные активисты, которые придерживаются разных взглядов, но у которых есть опыт, скажем, и экологической деятельности, и борьбы против точечной застройки, и других подобных акций. То есть политики – это не люди, которые занимаются непонятно чем где-то наверху. И еще важный момент. Человека часто тянет к идеалу. Ему хочется найти именно идеального кандидата, идеальную партию. Даже если какая-то партия или какой-то кандидат близок, и идеология близка, и программные положения вполне симпатичны, все равно есть слой избирателей, которые говорят: «А нам все-таки не нравится». Демократ может говорить, что эта партия недостаточно либеральна, коммунист – что партия недостаточно коммунистическая, и так далее. Эта проблема существует. Но здесь надо понимать, что идеальных партий не бывает. К любой партии могут быть претензии даже со стороны людей, которые к ней близки. Поэтому надо исходить из реальности.
Генеральный директор Центра политической информации, политолог Алексей Мухин высказался довольно жестко:
– Честно скажу, я не понимаю, почему люди добровольно отказываются от проявления политической воли. На мой взгляд, это проявление несознательности. Попытка отдельных граждан делегировать кому-то, либо вообще отказаться от своего конституционного права, она наводит на некоторые размышления. Размышления о том, что людьми начинают руководить не расчеты и надежда на будущее, а какие-то усталость и депрессивное состояние. Сложно удивляться этому, потому что нынешнее общество потребления, оно и дает все установки на то, чтобы граждане проявляли политическую пассивность, думали в основном желудком. Но если ты сам не проявишь свою политическую волю, за тебя ее обязательно проявит кто-то другой. Но потом тогда не нойте! Власть такая, какой мы ее выбираем. Я сам всегда хожу на участок, но для тех, кто по каким-то причинам не может дойти до участка, сейчас ввели электронное голосование. Это дает комфорт гражданам и увеличивает количество проголосовавших. Мы еще не распробовали этот способ, но я думаю, что с течением времени он будет очень популярным.