Когда в начале августа стало понятно, что талибы действительно в состоянии сместить официальную власть в Афганистане, президент США Джо Байден отдал приказ о нанесении систематических авиаударов по боевикам. На тот момент многие думали, что поддержка американцев, пусть и выводящих основной контингент из центральноазиатской страны, поможет остановить «Талибан».
Появившаяся в СМИ расшифровка отрывков беседы Байдена и Ашрафа Гани от 23 июля подтверждает: Вашингтон действительно был готов к защите афганских союзников, но — при более активных действиях местных властей и вооруженных сил.
«Если вы дадите возможность Бисмилле Хану (министру обороны Афганистана. – Авт.) реализовать стратегию, сосредоточенную на ключевых населенных пунктах — сам я не военный, поэтому и не говорю вам, как именно должен выглядеть этот план, — вы получите дополнительную помощь, — говорит американский президент в приводимых агентством Reuters фрагментах расшифровки июльского телефонного разговора с Гани. — У вас явное превосходство в силе, у вас 300 тысяч хорошо вооруженных солдат против 70-80 тысяч (талибов), и они (афганские военные) явно способны хорошо сражаться, мы продолжим оказывать непосредственную авиационную поддержку, если мы будем знать, каков план и какие цели мы преследуем.
Вдобавок к этому мы собираемся продолжать оказывать поддержку — дипломатическую, политическую, экономическую, — чтобы убедиться, что ваше правительство не только выживает, но и растет: это явно в интересах народа Афганистана».
Также Байден называет своего афганского коллегу «блестящим и благородным человеком», призывая в то же время объединить усилия в борьбе с «Талибаном» с уже отошедшими от дел политиками, в частности бывшим вице-президентом Абдул Рашидом Дустумом и экс-главой государства Хамидом Карзаем.
Гани, в свою очередь, в очередной раз указывает на роль Пакистана в дестабилизации ситуации — о том, что именно пакистанские спецслужбы активно поддерживают талибов, российское экспертное сообщество предупреждало уже давно, хотя «Талибан» и позиционирует себя как самостоятельное движение.
«Господин президент, мы сталкиваемся с полномасштабным вторжением талибов, поддерживаемых Пакистаном в области планирования операций и материально-технического обеспечения, — приводит Reuters слова Гани. — Существует по меньшей мере 10-15 тысяч международных террористов, в основном пакистанцев, вовлеченных в этот процесс, и мы вынуждены учитывать этот фактор».
Помимо этого президент Афганистана открыто просил США об авиационной военной поддержке. Однако ответ Байдена оказался весьма сдержанным: по словам американского лидера, помощь подконтрольных ему ВВС возможна лишь при условии активных действий афганских военных на земле и выработки ими стратегии противостояния врагу.
Как отметил в разговоре с «МК» руководитель Центра изучения афганской политики (ЦИАП) Андрей Серенко, сама по себе расшифровка беседы Байдена и Гани весьма красноречиво показывает суть отношений Вашингтона и Кабула, а также — предательство американцами афганских «союзников».
«Президент США фактически не только отказывает своему коллеге в предоставлении авиационной поддержки на поле боя с талибами (что имело решающее значение для Кабула), но и называет ключевую фигуру, которая позднее сыграла одну из главных ролей в развале последних рубежей обороны исламской республики в Афганистане, — подчеркнул эксперт. — Речь идет о министре обороны Афганистана генерале Бисмилле Хане, который, судя по имеющейся информации, и отдал ставшими роковыми приказы командующим армейскими корпусами афганской армии о сдаче без боя «Талибану» не только ряда крупных городов, но и всех складов с оружием и боеприпасами.
То, как лоббировал 23 июля в разговоре с Ашрафом Гани кандидатуру Бисмиллы Хана президент Байден, заставляет по-иному относиться к слухам, популярным среди афганских силовиков, о том, что отказ от сопротивления боевикам был не просто предательством со стороны высшего военного руководства афганской армии, но прежде всего — результатом команды от американских партнеров, принявших решение передать Афганистан под контроль талибов и их пакистанских «операторов».
Рекомендации Байдена президенту Ашрафу Гани разработать некую новую стратегию на основе консолидации различных групп афганских политиков являлись не более чем уловкой — до этого главный американский эмиссар Залмай Халилзад на протяжении полутора лет активно разрушал политическую систему Афганистана, ослаблял команду президента, провоцировал заговоры и атаки на нее со стороны различных афганских оппозиционеров.
Содержание телефонной беседы Гани и Байдена показывает, что шансов у правительства Афганистана на спасение не было, американская сторона лишь манипулировала последним афганским президентом, а также его министром обороны, чтобы обеспечить успешное завершение проекта превращения Афганистана в колонию Исламабада, чего можно было достичь лишь через возвращение талибов к власти в Кабуле».