Немцев и французов в украинской столице не стесняются прямо или слегка завуалирована посылать, когда их «советы» вызывают раздражение. Но вести подобные игры с Америкой никто в команде Зеленского не решается. Вести диалог с Байденом лидер Украины будет с откровенно подчиненной позиции. На этот раз комику, ставшему президентом, предстоит сыграть роль амбициозного, нетерпеливого, но в то же время знающего свое место просителя.
С какой добычей этот проситель покинет американскую столицу? В активе Зеленского есть и сильные, и слабые политические карты. Начнем с последних. Посетителю обкома гражданину З. отрезали возможность апелляции в высшие инстанции — в выполняющий в Вашингтоне функции ЦК Конгресс.
Если бы президента Украины пригласили в американскую столицу не на стыке августа и сентября, он бы непременно воспользовался этой возможностью для того, что наябедничать членам сената и палаты представителей: мол, вы надавите там на администрацию! Они недостаточно поддерживают нашу борьбу за идеи демократии и против российской агрессии! Но, увы и ах, зная, насколько Зеленский эффективен как «мотивационный спикер», аппаратчики ему такую лазейку зацементировали. Американский ЦК сейчас закрыт — все конгрессмены на каникулах.
Байдену сейчас явно совсем не до Зеленского. Президент США только что выступил в роли дирижера одной из самых страшных катастроф в американской внешней политике за все время ее существования. И эта катастрофа ( думаю, нет необходимости развернуто уточнять, что речь идет об Афганистане) еще далека от своего завершения.
Зеленский откровенно отвлекает от того, что сейчас реально важно для Байдена и Америки. Но в этой ситуации, кроме очевидных минусов, для украинского президента есть и очевидные плюсы. Все, что может хотя бы ненадолго отвлечь внимание от Афганистана — это самое настоящее благословение для Байдена. Президенту США важно показать, что есть проблемные и стратегически важные регионы мира, где позиции Америки по-прежнему незыблемы, где США по-прежнему любят и ценят. Зеленский для этого подходит просто идеально.
Но вот «политический гонорар», который он получит в обмен на эту роль — вопрос совсем другой. Список хотелок, с которыми украинский президент прибыл в США, является практически бесконечным. Например, один из старших функционеров аппарата Зеленского Тимофей Милованов накануне отъезда начальника в Вашингтон высказал мнение, что Америка должна финансировать Украину в том же самом объеме, в котором она до недавнего времени финансировала Афганистан.
Не думаю, что Байден повторит Зеленскому знаменитые слова главного европейского дипломата Жозепа Борреля о том, что Украине не стоит воспринимать своих партнеров как «банкомат или благотворительную организацию». Президент США понимает: заставив Киев проглотить горькую пилюлю в виде отказа Америки от отчаянной борьбы с «Северным потоком-2», Вашингтон просто обязан теперь эту пилюлю подсластить. Но вот объем этого сахарного сиропа будет регулировать Байден, а не Зеленский. Президенту Украины будет предложено взять, что дают, и по мере сил изобразить при этом вселенский восторг и экстаз.
Подозреваю, что Зеленский сделает это со всем своим актерским мастерством. Почтительно покусывать Байдена во время интервью с американскими журналистами через зум — это одно. Вступить в пусть столь же почтительную перебранку с Байденом, находясь на его территории — совсем другое.
Зеленскому важно показать, что у него с американским президентом все вась-вась. Только так он может укрепить свои внутриполитические позиции. Поэтому рискну повторить свой прогноз: публике будет продемонстрирована трогательная картина полной американо-украинской гармонии. Возможно, Байден даже выдаст какую-нибудь свою очередную соленую шутку ( или не совсем шутку) про Путина. Шоумена Зеленского это должно просто осчастливить.
Что его точно точно порадует меньше, так это незримое присутствие Владимира Владимировича на встрече в качестве третьего участника.
Байден и Путин точно обсуждали Украину на своей встрече в Женеве в июне. Путин еще раз подчеркнул серьезность настроя России, опубликовав в следующем месяце свою полную многозначительных намеков статью о соседнем с нами государстве. Уверен, что Байден, как очень опытный политик, эти сигналы принял. Но вот какие сигналы он, в свою очередь, в кулуарном порядке оттранслирует Зеленскому?
Это, пожалуй, главная интрига встречи двух президентов. Но ее разгадку мы вряд ли узнаем в ходе заполненной бравурной риторикой итоговой пресс-конференции. Посмотрим, какую реальную политическую повестку Зеленский начнет продвигать после своего возвращения из Вашингтона. Посмотрим — и таким образом узнаем позицию Байдена.