Ветеран афганской войны рассказал о сложностях действий в Панджшерском ущелье

"Талибану" эта задача не под силу

Лидер повстанцев в Панджшерском ущелье Ахмад Масуд, сын Ахмад Шаха Масуда, отказывается признать новую афганскую власть и передать регион под их контроль. В свое время советские войска, проведшие 9 безуспешных операций, так и не смогли одержать здесь победу и захватить ущелье.

"Талибану" эта задача не под силу

«Мы оказали сопротивление СССР, сможем оказать его и талибам ("Талибан" признан террористической организацией и запрещен в России)», — заявил Масуд в интервью Al Arabiya.

«МК» попросил ветерана войны в Афганистане, командира роты спецназа ГРУ, Анатолия Матвейчука рассказать с какими сложностями ведения боевых действий в Панджшерском ущелье столкнулись советские войска тогда, и сможет ли последний очаг сопротивления удержать свои позиции под натиском талибов сейчас.

- В Панджшерском ущелье я воевал с 1981 по 1983 года, - рассказал ветеран, - Могу сказать, что с точки зрения физико-географического расположения ущелье само по себе очень интересное. Оно является естественным препятсвием для каких-либо массовых  военных действий. И мы с этим столкнулись еще в советское время.

Само по себе ущелье представляет из себя огромную расщелену длиной чуть более 100 километров, расположенную между гор. Вход в ущелье шириной метров 50 и сразу же идет резкий крутой поворот. Поэтому держать его оборону можно  очень малыми силами.

На протяжении всего движения ширина ущелья изменяется от 30 до до нескольких сот метров. В некоторых местах есть излучины, которые мы называли «пляжами», где можно развернуть войска. Интересно еще то, что когда мы там работали, сами горы слева и справа создают экранирующее препятствие для распространения радиоволн. То есть наши радиостанции работали на очень короткие дистанции, а местами связи не было вообще, и управлять подразделениями было просто не возможно. Вертолеты, из-за высоты гор, не могли спускаться вниз по ущелью, так как они сразу же попадали под перекрестный огонь с обеих сторон, где размещались пулеметные гнезда.

Еще один фактор, плохо отражающийся на личном составе, это сильный перепад температур. Днем могла стоять сорокаградусная жара, а ночью холод до минус десяти. Поднимаешься в горы где-то метров пятьсот и все, воды нет, питания нет, согреться нечем. Следовательно, все приходится брать с собой. Экипировка рядового солдата достигала 50-60 килограмм.

Ущелье населено людьми, которые называют себя таджиками, потомки древних согдианцев. Это воинственный народ, который очень держится за свою землю, за свои обычаи и традиции. Они никогда не мирились с центральной властью и готовы сражаться до последнего. Возглавлял тогда эту борьбу исламского общества Афганистана лидер Бурхануддин Раббани. Военным лидером был Ахмад Шах Масуд, который впоследствии стал министром обороны Афганистана. На протяжении всего времени, пока советские войска находились там, он боролся с нами и боролся с представителями пуштунов исламской партии Афганистана, которую возглавлял Гульбеддин Хекматияр. 

В нынешней же сложившейся ситуации там образовался некий островок непримиримой вражды между населением Панджшерского ущелья и захватившим власть в Афганистане «Талибаном».

- Оценивая боеспособность талибов, с учетом техники и оружия, доставшегося им после ухода армии США, у них есть шансы взять ущелье силой?

- Техника в этом ущелье как раз никакой роли не играет. Они не смогут ехать на танке или на БМП по этой дороге. Радиусы поворотов закруглены на 50-100 метров. Подрыв этого карниза и все, техника стоит и никуда не едет. А местные моджахеды мастера это делать.

Второй вопрос — хватит ли у «Талибана» солдат, чтобы выполнить эту задачу. Ведь нужно полностью занимать горы, занимать долины, то есть им нужно будет приступать к ведению полномасштабной осадной войны, с которой не справился ни Советский Союз со своим огромным потенциалом, ни американцы.

Думаю, "Талибану" эта задача не под силу, поэтому они сейчас и ищут пути решения конфликта не военные, а политические. Ахмад Масуду было предложено войти в состав коалиционного правительства, но он резко отказался. Думаю, мы с вами будем наблюдать, по всей видимости, развитие политической игры. Ведь в Афганистане все очень интересно, если нельзя завоевать, то можно купить. Например, хазарейские племена вначале противостояли «Талибану», а потом резко перешли на их сторону. По всей видимости, за это им пообещали какие-то материальные или властные блага. Так же и здесь все возможно. Хотя население Пандшерской провинции все же очень воинственное и хочет жить именно своим укладом.

- Без помощи со стороны других государств у Ахмад Масуда хватит сил длительное время оказывать сопротивление «Талибану»?

- Это весьма проблематичный вопрос. Ущелье на самом деле очень богатое, там есть залежи медной руды, и Масуд мог бы, например, что-то продавать. Но это, конечно, будет лишь малая доля. Ему, конечно же, нужна централизованная помощь, такая, как была, когда они воевали с Советским Союзом. На мой взгляд, есть три точки, откуда он мог бы эту помощь получить.

Первое - это, конечно же, со стороны Ирана, который противится распространению власти «Талибана» и обеспокоен безопасностью своих границ, особенно вопросом возрастающего наркопотока. Второе - это страны СНГ, такие, как Таджикистан, Узбекистан, Туркмения. Но за этими странами строит Россия, и не известно, как она посмотрит на то, что они впрямую будут вовлекаться в борьбу или оказывать  какую-то помощь группировке Масуда.

И третье-Китай. Они озабочены тем, что с выходом «Талибана» к его границам может нарушиться сложившееся после определенных зачисток равновесие.

- Если «масудовцы» все же получат помощь, то их оборона может затянуться надолго?

- Это может затянуться на годы, как было при Советском Союзе. Мы с вами в ближайшее время будем наблюдать очень интересную политическую схватку этих двух группировок, которые при определенных условиях могут развернуться в полномасштабную гражданскую войну с неясными перспективами по времени и пространству.

- Талибы понимают, что не смогут решить конфликт с позиции силы? Зачем тогда вообще пытаться?

- Уверен, что они это понимают. Но, как победившая партия, хотят показать своему населению, которое их поддерживает, и всей мировой общественности, что они хозяева положения. И что они могут решить любую проблему, возникшую на пути к их господству на территории.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28610 от 26 августа 2021

Заголовок в газете: Не сдались «шурави» — не сдадутся талибам

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру