В Афганистане растащили миллиарды долларов иностранной помощи: «Мафиозное государство»

Запад сквозь пальцы смотрел на шокирующую коррупцию в Кабуле

Бежавший в ОАЭ президент Афганистана Ашраф Гани отрицает, что на вертолете вывез с собой миллионы долларов наличными. Но масштабы казнокрадства на самом высоком уровне в стране при его правлении поражают – речь идет о миллиардах долларов.

Запад сквозь пальцы смотрел на шокирующую коррупцию в Кабуле

«Если вы хотите понять ужасающее возвращение в Афганистане к власти талибов (движение «Талибан» – запрещенная в РФ террористическая организация), вы можете погрузиться в историю этой горной страны, которая неоднократно изгоняла иностранных захватчиков. Или вы можете познакомиться с сагой о девяти итальянских козах», – так начинается статья-расследование британского журналиста Иэна Биррелла, опубликованная в The Mail on Sunday.

«Эти животные из Тосканы были доставлены в страну по воздуху в рамках программы стоимостью 4,4 миллиона фунтов ($6 млн), запланированной Пентагоном для помощи афганской индустрии кашемира и создания тысяч рабочих мест. Светлошерстных козлов отправили для разведения с более темными самками, чтобы повысить количество и качество роскошной шерсти от девяти миллионов местных коз. Но некоторые из них заболели, их недавно спроектированное жилище оказалось слишком маленьким, огромные расходы на питание сделали планы неустойчивыми, предполагаемый афганский партнер отказался от контракта, а руководитель проекта в ужасе ушел.

Руководители даже не могли сказать, что случилось с несчастными козами, не съели ли их. «Мы не знаем, - говорит Джон Сопко, специальный генеральный инспектор по восстановлению Афганистана. – Это было так плохо организовано!»

«Эта фарсовая схема, – пишет Иэн Биррелл, – прекрасно символизирует дорогостоящую и разрушительную глупость попыток Запада построить в Афганистане новое общество, основанное на высокомерии, оружии и огромных потоках помощи. Тони Блэр объявил нашим «долгом» восстановление Афганистана как «стабильной и демократической» страны. Но, несмотря на некоторый прогресс в образовании, расширении прав и возможностей женщин и процветании, наивное иностранное вмешательство сыграло разрушительную роль в разжигании коррупции, разобщении и укреплении мафиозного государства, тем самым способствуя возвращению «Талибана».

Международный валютный фонд, возможно, заблокировал последний транш помощи в размере 330 миллионов фунтов стерлингов, чтобы он не попал в их руки, но сколько они уже положили в карман? Ибо растрата денег налогоплательщиков была поразительной: школы-призраки и вооруженные силы, усилия по борьбе с наркотиками, которые привели к обратным результатам, изворотливое строительство и миллиардные сделки с топливом, а также вывоз контрабандным путем наличных и золота через аэропорт Кабула.

В дипломатических телеграммах США говорилось, что один афганский вице-президент прилетел в Дубай с 38 миллионами фунтов (около $50 млн) наличными, и что торговцы наркотиками и коррумпированные чиновники переводили 170 миллионов фунтов ($231 млн) в неделю из страны, где средний доход едва составлял 430 фунтов ($585) в год.

Планы Запада были настолько наивными, контроль был таким слабым, расходы такими огромными, а кадровые и стратегические изменения были настолько частыми, что теперь это служит учебным пособием о том, как не надо строить лучшее и демократическое государство.

Это пособие показывает смертельные последствия вливания помощи в хрупкую, раздираемую конфликтами страну - в то время как двухлетняя катастрофа, подкрепленная потоками донорских денежных средств, порой превышающих всю афганскую экономику, помогла превратить сектор помощи в жадную, пагубную и корыстную индустрию, наполненную «жирными котами».

К сожалению, все предупреждающие знаки были проигнорированы. Более десяти лет назад специальный посланник США в регионе Ричард Холбрук заявлял, что коррупция разрушает все усилия по созданию молодой демократии. Он назвал это «инструментом вербовки № 1» Талибана. Теперь с этим наследие ясно – с душераздирающими сценами захвата власти фанатиками-фундаменталистами».

«Неудивительно, – пишет The Mail on Sunday, – что президент Ашраф Гани сбежал на прошлой неделе, как сообщается, на вертолете, набитом украденными деньгами. Однако Запад закрывал глаза не только на коррупцию, фальсификацию выборов и создание мафиозного государства, но даже на продажу мальчиков в сексуальное рабство. ООН предупреждала более десяти лет назад, что афганские силы безопасности «вербуют мальчиков, иногда с сексуальной эксплуатацией в качестве мотивирующего фактора».

Тем не менее, в прошлом году Государственный департамент США признал, что в правительственных учреждениях все еще существует «случаи сексуального рабства», когда высокопоставленные чиновники участвуют в «бача-бази» (традиция, когда богатые пожилые мужчины нанимают мальчиков, одетых как девочек: для развлечений, в том числе для танцев для них, и изнасилования), но обычно избегают судебного преследования».

В первые годы после американского вторжения 2001 г. в Афганистан бюджеты внешнй помощи были сравнительно ограничены, поскольку основное внимание уделялось сдерживанию терроризма. США пообещали построить или отремонтировать 1000 школ и клиник к концу 2004 года, но им удалось достичь лишь десятой части этого числа. Затем были открыты денежные краны, поскольку акцент сместился на «строительство нации». Многие схемы были абсурдными. Возьмите 32 миллиона фунтов ($43 млн) на одну заправочную станцию, работающую на природном газе - в 140 раз больше, чем стоит аналогичная заправка в Пакистане, - только чтобы обнаружить, что переоборудование своих автомобилей для работы на природном газе обходится афганцам больше, чем их средний годовой доход. Так что толку от этой затеи было мало.

Ряд официальных отчетов - многие из которых были удалены на прошлой неделе с сайтов правительства США, очевидно, из-за «продолжающихся проблем безопасности» - показали, как коррумпированная элита управляла правительством Афганистана для личной выгоды, одновременно совершая преступления безнаказанно, отталкивая простых людей, загоняя многих в сети боевиков.

Полковник Кристофер Коленда, который консультировал трех американских командиров в Афганистане, сказал, что к 2006 году правительство страны «самоорганизовалось в клептократию». Политики платили за то, чтобы им дали официальные должности, а затем возмещали расходы «за счет программ помощи, продажи униформы или боеприпасов на черном рынке, незаконного оборота наркотиков или похищения людей».

Неудивительно, что усилия Великобритании по прекращению торговли опиумом на сумму 6,6 млрд фунтов ($9 млрд) провалились из-за бурного роста выращивания опийного мака. У одного губернатор нашли девять тонн в его офисе — а когда его, что необычно, уволили, он присоединился к «Талибану» со своими 3000 людьми.

К 2010 году дипломатическая депеша США процитировала советника по национальной безопасности Афганистана, в котором говорилось, что «коррупция - это проблема не только системы управления в Афганистане, это система управления».

Но деньги Запада продолжали течь, поскольку бесстыдные политики говорили о стабильности: почти триллион долларов потрачен Соединенными Штатами за два десятилетия и 30 миллиардов фунтов – Британией, включая 3,3 миллиарда фунтов ($4,5 млрд) на помощь в стране с населением 38 миллионов человек. Если бы вся расходуемая международная помощь была просто разделена между афганцами, то каждый гражданин Афганистана мог бы мгновенно стать миллионером. Напротив, в последние годы уровень бедности афганцев резко вырос, охватив более половины населения.

Крупными бенефициарами оказались обличенные властью мошенники и рынок недвижимости Дубая, где многие прятали свое украденное богатство. Один влиятельный маклер в кабульском банке использовал сеть поддельных фирм для предоставления мошеннических ссуд министрам, должностным лицам и военачальникам, что привело к потерям, эквивалентным одной двенадцатой от размера экономики страны. Банк также потратил 117 миллионов фунтов ($160 млн) на 35 роскошных вилл на острове Пальма Джумейра в Дубае, которые использовались для развлечений.

Британские министры, увеличивавшие бюджеты помощи Афганистану, такие как Эндрю Митчелл, говорили об «повальной» коррупции, а парламентские отчеты выявили размытость фокуса, слабую проверку, отсутствие данных и «утечку» средств.«Люди игнорировали коррупцию, потому что это было проще, чем пытаться ее исправить, - сказал британский подрядчик, который проводил оценку британских схем помощи. – Мне сказали не ходить туда во время оценки, так как им, возможно, придется остановить программы». Этот ветеран по оказанию помощи говорит, что чиновники Уайтхолла делали вид, что контролируют «приемлемые» потери до 2,5% по проектам, когда на самом деле пропадала половина выделяемых Афганистану средств.

Три года назад инспекция по восстановлению выявила, что 11,4 млрд фунтов из 38 млрд фунтов (примерно $50 млрд), потраченных на проекты восстановления, были потрачены впустую, украдены или провалились, в то время как почти 3,7 млрд фунтов, потраченных на «программы стабилизации», были «в значительной степени безуспешными» при строительстве государственных институтов. Наблюдательный орган пришел к выводу, что Запад потратил так много, что добился прямо противоположного того, что было задумано, - наличные деньги «часто обостряли конфликты, способствовали коррупции и укрепляли поддержку мятежников».

Пытаясь укрепить демократию в Афганистане, доноры потратили 1 миллиард фунтов ($1,36 млрд) на выборы, однако один аналитик пришел к выводу, что реформы привели к «перетягиванию каната за то, кто контролирует избирательные органы, и через них — результат». Последние президентские выборы в Афганистане, прошедшие в 2019 году, были признаны самыми коррумпированными.

Один британский гуманитарный работник, участвовавший в нескольких выборах, сказал, что он и его коллеги жаловались на мошенничество своим боссам в ООН во время первых президентских выборов после вторжения в 2004 году. «Они проигнорировали нас, - сказал он.

В какой-то момент Конгресс США оценил, что 3,3 миллиарда фунтов ($4,5 млрд), что составляет 22 процента ВВП Афганистана, были вывезены из страны контрабандным путем, причем две трети этой суммы были заработаны незаконным путем. Но министры правительства и руководители аэропортов срывали усилия по предотвращению этого разрушительного бегства капитала. Четыре года назад под руководством США прошел семинар по выявлению мошенничества. Один из присутствовавших сказал, что знает человека, который должен был отправиться в тот день в Дубай и был задержан в аэропорту Кабула с 92 фунтами золотых слитков на сумму 1,5 миллиона фунтов ($2 млн).

Между тем, множество школ в Афганистане было построено по западным стандартам, что обошлось в пять раз дороже, чем школы, построенные благотворительными организациями. США потратили 800 миллионов фунтов ($1 млрд) на эти школы, но в половине из них не хватало столов или стульев. Другие, которые не были построены, получали финансирование, а некоторые учителя составляли списки посещаемости.

Одна электростанция обошлась в 246 миллионов фунтов ($335 млн), что стоило в десять раз больше, чем планировалось, и в то же время вырабатывала менее одного процента запланированной мощности, поскольку афганские чиновники не могли позволить себе топливо.

Полицейские советники смотрели телепрограммы о полицейских, чтобы узнать о работе полиции, в то время как за последнее десятилетие Пентагон потратил почти 3 миллиарда фунтов ($4 млрд) для афганских сил обороны, но половина средств была украдена. Базы безопасности были построены, но никогда не использовались. Оружие пропадало, а парк транспортных самолетов стоимостью 403 миллиона фунтов ($550 млн) остался гнить на взлетно-посадочной полосе, прежде чем был продан на металлолом за 29 550 фунтов ($40 тысяч).

Герт Бертольд, бухгалтер, который помог проанализировать 3000 контрактов на сумму 78 миллиардов фунтов, пришел к выводу, что четыре из каждых десяти долларов попали в карманы коррумпированных чиновников, гангстеров или мятежников.

Вашингтон утроил число гражданских лиц, чтобы сопровождать начавшуюся в 2009 году наращивание войск, потратив почти 1,5 миллиарда фунтов ($2 млрд). Позже выяснилось, что средняя стоимость каждого развертывания гражданского персонала составляла от 300 тысяч до 420 тысяч фунтов (от $400 тыс до $570 тыс). Между тем, 110 миллионов фунтов ($150 млн) было потрачено за четыре года на продукты питания, безопасность и виллы для управленческой команды из менее чем десяти человек. Один разочарованный американский чиновник утверждал, что лучше позволить афганским военачальникам сэкономить 20 процентов, чем нанимать внешних экспертов, которые потратят почти все средства на накладные расходы, заработную плату и прибыль.

Ричард Баучер, помощник госсекретаря по Южной Азии при администрации Джорджа Буша, признал, что даже если деньги «пройдут через пять уровней коррумпированных чиновников», большая их часть может просочиться и добраться до нуждающихся сельских жителей. Неудивительно, что британский подрядчик по оказанию помощи признал, что его фирма зарабатывала в Афганистане больше, чем когда-либо в его карьере. А по словам другого, обрушившийся на Афганистан каскад иностранной наличности стал поворотным моментом для индустрии помощи.

«Это было началом того, что люди начали оказывать помощь не для того, чтобы делать добро, а потому, что они гнались за деньгами», - сказал Саймон Парри, который провел почти три десятилетия в проблемных точках по всему миру. Жители Запада неоднократно продвигали свои собственные системы - управления, финансов и правосудия - но они попадали в тупик перед местной культурой, говорится в последнем отчете службы по восстановлению. В этом ужасающем обвинении в помощи и государственном строительстве делается вывод о том, что афганские влиятельные лица кооптировали средства и «вместо того, чтобы реформировать и улучшать… усугубили проблемы, для решения которых эти программы были призваны».

В отчете говорится, что руководители гуманитарных организаций попросили убрать из отчета слово «мафия», чтобы описывать «сеть коррупции на высоких уровнях афганского правительства»,.

Дуглас Лют, который шесть лет координировал стратегию Афганистана в Совете национальной безопасности, сказал, что им не хватало фундаментального понимания страны. «Мы не знали, что делаем», - сказал он. «Мы не имели ни малейшего представления о том, что мы предпринимали. Это действительно намного хуже, чем вы думаете».

«Итак, как показали те итальянские козы, нас обдирали, – резюмирует Иэн Биррелл. – И что еще хуже, афганский народ потерпел сокрушительное поражение - с катастрофическими последствиями для него и всего мира».

Читайте также: "Запад признал, что нуждается в помощи России по Афганистану"

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру