Два корабля Военно-морского флота России вынужденно встали на якорь в Средиземном море. Как сообщают испанские СМИ, большой противолодочный корабль «Вице-адмирал Кулаков» и буксирное судно «Алтай» 18 августа запросили разрешение на вход в порт Сеута для пополнения бортовых запасов и дозаправки. Запрос поступил в Генеральный штаб военно-морских сил Испании, который, в свою очередь, передал его в Министерство иностранных дел страны.
Однако в МИД выступили против захода кораблей в территориальные воды Испании. По информации El Confidencial, решение было принято из-за того, что ведомство не получило данных о дальнейшем маршруте эскадры. Как сообщают местные жители, после запрета на вход в Сеуту, «Вице-адмирал Кулаков» и «Алтай» встали на якорь в 46-км от побережья Алжира. Для их дозаправки к месту стоянки направился российский танкер «Академик Пашин».
Инцидент вызвал бурное обсуждение в соцсетях. Многие комментаторы заявляют, что своим решением МИД Испании нарушил международные договорённости и оставил эскадру ВМФ России в открытом море без еды, воды и возможности продолжать движения из-за нехватки топлива. Однако, как рассказал в интервью «МК» военный эксперт, экс-капитан 1-го ранга Василий Дандыкин, сложившаяся ситуация с кораблями пока не критическая.
- Как правило, заход кораблей в порты другой страны регулируется двусторонними международными соглашениями. Есть давние договора, ещё даже дореволюционные. Естественно - все услуги, дозаправка там, всё это оплачивается. И в этом плане не важно - страна НАТО или нет. И в советские времена, и в российские заходы регулярно практиковались, в этом нет ничего особенного. В этой связи, конечно, решение МИД Испании вызывает много вопросов.
- На каком основании порт может быть закрыт для захода иностранных кораблей, есть вообще такие прецеденты?
- Обычно это происходит в военное время или из-за напряжения политической обстановки в стране. Например - во времена арабо-израильских войн Израиль не давал никому заходить в свои порты. Или во время других каких-нибудь конфликтов. Это нормальная практика. В мирное время… на память вот не приходит, чтобы такое было. Тем более уж от Испании, которая, в общем, никогда не была замечена в каких-нибудь антироссийских выступлениях.
- Сложившаяся ситуация - критическая для наших моряков?
- Нет, здесь ничего чрезвычайного не случилось. Там воды небольшие, рядом побережье Туниса, Алжира, наши корабли регулярно заходят в эти порты. Так что катастрофы нет. Это просто неприятный инцидент. Тем более, что в Средиземном море есть наши суда обеспечения, которые могут при необходимости заправить и помочь дойти до другого порта.
- В СМИ связывают это решение с предстоящим саммитом НАТО, который пройдёт в Испании.
- Да, это явно натовская история, брюссельская история. Я полагаю, что здесь своё влияние оказала Великобритания. Там же недалеко находится их военно-морская база в Гибралтаре. И вообще Британия очень недовольна усилением нашего флота особенно в Восточном Средиземноморье. Они раньше говорили, что наша группировка у берегов Сирии - это такой потешный флот. А сейчас она усиливается, у неё прикрытие с воздуха в виде базы «Хмеймим», прикрытие со стороны ПВО, береговых комплексов. А рядом британские военные базы на Кипре. Разумеется, их это нервирует. Они считают, что только им можно здесь плавать. Так что вполне возможно, что именно они надавили на Испанию.
- Должна ли Испания выплатить какую-то неустойку за такое решение?
- В случае, если услуги порта были оплачены заранее - да. Этот вопрос должен решаться на уровне нашего МИДа и Испании. Но в целом конкретно эта ситуация, повторю, не критическая. Если бы это был открытый океан или ещё что. А здесь наши корабли просто смогут уйти в другой порт.