Поводом для уголовного дела стали два интервью Тайчибекова, одно из которых он дал российскому порталу «Украина.ру», а другое – израильскому Iton.TV. В них он критиковал политику властей Казахстана, которая, по его мнению, была направлена против русского населения республики, а также обвинял казахских политиков в потворствовании погромам дунган, которые случились в феврале 20-го года в приграничной и Киргизией области. Эти интервью он давал в мае 2020-го, а уже в сентябре оказался в СИЗО по обвинениям в разжигании розни.
Хотя если посмотреть, то ратовал то общественный деятель больше за единение. Одним из наиболее значимых достижений Тайчибекова является подача в парламент Казахстана петиции за придание русскому языку статуса государственного. Обращение подписали 200 тысяч человек. При этом русский язык в Казахстане обладает статусом официального языка. Тайчибеков убежден, что казахи, выступающие против интеграции с Россией, являются сепаратистами. Русским он благодарен за то, что они дали его народу цивилизационную основу для формирования собственной нации.
Для активиста нынешний тюремный срок будет уже вторым. Впервые его осудили по статье «Возбуждение социальной, национальной, родовой, расовой, сословной и религиозной розни» в 2015 году на 4 года. Произошло это после того, как Ермек высказал намерение стать кандидатом на выборах 2016-го года. Его даже пытались признать невменяемым, но экспертиза показала, что с головой у него все в порядке. В результате в 2017 году он вышел по УДО.
Комитет финансового мониторинга Минфина Казахстана и Генпрокуратура республики наложили на Тайчибекова пожизненные санкции. Ему запрещено заниматься предпринимательской деятельностью, работать в госструктурах, официально получать материальную помощь. Имущество общественного деятеля конфисковали в счет государства, кроме того, он оказался в «черном списке» банков Казахстана как лицо, финансирующее международный терроризм в лице ДНР и ЛНР.
Для Казахстана это не первый случай проявления антироссийской политики. В последнее время все чаще поступают сообщения о группах казахских националистов, которые совершают рейды по магазинам в поисках русских, которые не говорят на казахском языке. Тех, кто не смог пройти «проверку», они заставляли извиняться на видеокамеру.
Заведующий отделом Средней Азии и Казахстана в Институте стран СНГ Андрей Грозин заявил «МК»: «От языковых патрулей в Казахстане буквально разит Украиной с добавлением казахского колорита. На расстоянии это может показаться смешным, но вряд ли кто-то хочет оказаться на месте той женщины, которой пришлось извиняться перед всем великим казахским народом за незнание их языка. Хорошо, что в России обратили внимание на происходящее, но поздно. Реагировать нужно было лет 10 назад, но лучше поздно, чем никогда».
По словам эксперта, казахстанские власти курируют «языковые патрули». При этом их представителей можно бросить в тюрьму в любой момент, но официальный Нур-Султан этого не хочет. Вместо них за решеткой оказываются те, кто защищает русских. «Когда я говорю своим казахстанским коллегам, что их страна превращается в Украину, они не верят. Говорят, что республика является стратегическим союзником Москвы и так далее. Они заблуждаются, любые отношения можно разрушить, – уверен Грозин. – Если Казахстан однажды превратится в Украину, России придется передвинуть свой «силовой контур» значительно южнее, чтобы не потерять и Центральную Азию, и наши военные базы, и вложенные инвестиции. Принято считать, что у нас в ЦА практически нет интересов, но туда уже вложены около 50 миллиардов долларов, из которых 40 миллиардов оказались в Казахстане».
Грозин подчеркивает, что разваливающийся Казахстан окажется для России более серьезным вызовом, чем разваливающаяся Украина. Во-первых, придется обустраивать границу, протяженность которой даже сейчас составляет свыше 7 тысяч километров. Во-вторых, нужно будет бороться с казахскими националистами и исламистскими боевиками, которые обязательно появятся в стране к тому моменту.