«Бежать из Панджшера некуда»: взвешены шансы противников «Талибана»

Что известно о возглавившем сопротивление сыне Ахмада Шах Масуда

Единственным очагом сопротивления захватившему власть в Афганистане «Талибану» (запрещенная в РФ террористическая организация) остается расположенная на севере страны Панджшерская долина. Во главе сил, бросивших вызов талибам, стали афганский вице-президент Амрулла Салех и сын легендарного Ахмада Шах Масуда. Мы выясняли, чем успел прославиться Масуд-младший и каковы его шансы стать лицом антиталибской борьбы.

Что известно о возглавившем сопротивление сыне Ахмада Шах Масуда

Ахмад Масуд родился через несколько месяцев после того, как Афганистан покинули последние части советского контингента, против которого на протяжении многих лет воевал его отец Ахмад Шах Масуд, известный как «Лев Панджшера».

Когда в сентябре 2001 года террористы убили его отца, Ахмаду было 12 лет. Осиротевший парень провел немало времени за границами Афганистана – окончил среднее образование в Иране, потом провел год на военном курсе в престижной Королевской военной академии Сандхерст. В 2012-м он поступил в Королевский колледж в Лондоне, откуда вышел три года спустя со степенью бакалавра военных наук. Позже получил степень магистра международной политики в Лондонском университете.

Еще до падения Кабула в американских СМИ имя Ахмада Масуда упоминалось в контексте рассуждений о том, что спецслужбы США ищут новых союзников в Афганистане на фоне вывода из страны войск и возникновения новой военно-политической ситуации.

Вообще у прожившего немалое время за рубежом Масуда-младшего возникло немало связей со странами Запада. Стоит в этой связи упомянуть и решение городского совета Парижа почтить память его убитого террористами отца, назвав в его честь площадь во французской столице (в реализации этой инициативы сыграл свою роль известный философ Бернар-Анри Леви) – дело в том, что в свое время легендарный военачальник закончил французский лицей в Кабуле, а незадолго до своей гибели посещал Францию.

Вернувшись в Афганистан, Масуд-младший стал генеральным директором фонда Massoud Foundation. И несколько лет назад официально занялся политикой. Это произошло через 18 лет после гибели его отца. Конечно, совсем неслучайно Ахмад Масуд выбрал именно Панджшерскую долину как стартовую точку, откуда он бросился в политическую схватку. Он решил запустить новое движение, объединяющее сторонников покойного Ахмада Шаха Масуда. Своими целями молодой политик провозгласил изгнание талибов и возвращение власти народу.

Как отмечал тогда, в 2019 году эксперт по афганским делам, бывший посол Афганистана во Франции Омар Самад, перед Масудом-младшим встала непростая задача: суметь подтвердить свою состоятельность и как лидера нового поколения, и как человека, который может считаться политическим наследником «Панджшерского льва».

«Его отец сыграл решающую роль в истории Афганистана на протяжении 80-х и 90-х годов при самых разных обстоятельствах; он даже редко бывал за границей, и только однажды побывал в западной стране, – отмечал Омар Самад. – Хотя его исходной базой была долина Панджшер, Ахмад Шах Масуд смог выйти за пределы этого 100-мильного участка и обратиться к другим общинам – сначала против Советов, а затем против «Аль-Каиды» (запрещенная в РФ террористическая организация. – Авт.), «Талибана» и других экстремистских группировок».

Внешне очень напоминающий своего отца Ахмад Масуд-младший неоднократно в последние месяцы давал комментарии западным СМИ о происходящем на его родине, высказывая опасения в связи с военными успехами талибов.

В одном из интервью France 24 он выражал обеспокоенность перспективой поспешного вывода американских войск из Афганистане, предупредив, что такое развитие событие приведет к «гражданской войне». Масуд-младший также осудил сделку, достигнутую в Катаре между США и «Талибаном», назвав ее ошибкой.

Масуд утверждал, что поддерживает предложение госсекретаря США Энтони Блинкена о формировании афганского переходного правительства, которое привело бы страну к выборам. Заодно он раскритиковал отказ президента Ашрафа Гани принять идею такого правительства и его контрпредложение провести вместо этого досрочные выборы. По его словам, президент Гани просто пытался удержаться у власти, и ему следовало бы уйти в отставку.

Говоря о будущем Афганистана, Масуд-младший заявлял, что видение его покойным отцом децентрализованной страны по образцу Швейцарии сегодня даже более актуально, чем двадцать лет назад, и служит единственным способом принести наконец-то мир на афганскую землю. Стоит помнить, что Ахмад Шах Масуд был этническим таджиком, то есть представителем национального меньшинства в стране, где основную часть населения составляют пуштуны (да и «Талибан» многими экспертами расценивается как прежде всего пуштунская исламистская группировка).

Масудовская идея насчет децентрализации правительства и власти из Кабула строилась на том, что такая «швейцарская модель» обеспечит более эффективное распределение ресурсов и полномочий провинциям в стране, принося тем самым процветание и стабильность и стране в целом.

Теперь, на фоне драматических событий, последовавших за талибским «блицкригом» роль Панджшерской долины, считавшейся в прошлые десятилетия непобедимой крепостью моджахедов, воевавших сначала против советских войск, а потом против талибов, вновь выходит на первый план, когда речь идет о возможном очаге сопротивления новым хозяевам Кабула.

И в этой связи перед сыном «Панджшерского льва» встала смертельно опасная задача – не просто добиться политического успеха, но и выжить в схватке с хорошо вооруженными, почувствовавшими вкус победы боевиками «Талибана».

Но сама по себе идея использовать эту твердыню, связанную с именем Ахмада Шаха Масуда, возникла не сегодня. Еще в сентябре 2019 года Масуд-младший объявил о создании новой коалиции лидеров моджахедов по образцу «Северного Альянса», который сопротивлялся «Талибану» в девяностых.

После захвата Кабула и большей части Афганистана талибами Ахмад Масуд написал статью для Washington Post, в которой призвал Соединенные Штаты оказать материально-техническую поддержку для защиты Панджшера и предотвращения падения всей страны в руки «Талибана».

Еще один призыв о срочной помощи со стороны Запада Масуд-младший передал французскому изданию Journal du Dimanche – в виде письма, адресованному его другу Бернару-Анри Леви. В этом послании сын «Панджшерского льва» просит Францию «во имя долгой общей истории» французского и афганского народов ​​поддержать антиталибские силы поставками оружия, боеприпасов, снаряжения.

«Наш боевой дух не пострадал, – утверждает Ахмад Масуд. – Мы полны решимости бороться до последнего вздоха. Но мы не можем вести эти бои в одиночку».

«Не бросайте нас, – взывает Масуд-младший. – Скажите президенту Макрону (...), что Франция – наша последняя надежда, единственная надежда, которая у нас осталась».

Да, у Панджшера очень выгодное стратегическое положение. Глубокое и узкое ущелье в устье долины как будто специально создано для препятствий и засад против вражеских сил, чем и пользовался в прошлые десятилетия командовавший в здешних краях афганскими моджахедами Ахмад Шах Масуд.

Но, несмотря на славу Панджшерской долины как неприступного для врагов бастиона, опасность вытеснения отсюда антиталибских сил существует.

Много вопросов вызывают и боевые возможности панджшерского очага сопротивления «Талибану». По некоторым оценкам, в Панджшере сейчас может находиться от 2000 до 2500 бойцов, вооруженных в основном стрелковым оружием. В этой связи понятны призывы Масуда-младшего к Западу с просьбой помочь вооружениями и припасами.

Не удивительно, что пока вожди панджшерцев избегают чрезмерно воинственной риторики, заявляя, что в качестве легитимной власти Афганистана готовы к «конструктивным» переговорам с «Талибаном». Но демонстрируют при этом и свою решимость воевать, напоминая талибам: «Если они настаивают на военном завоевании, им лучше перечитать историю Афганистана». Но на одной только истории далеко не уедешь – нужно иметь достаточно сил, чтобы противостоять врагу.

Есть еще немаловажный момент – лидерам нарождающейся новой версии «Северного альянса» не хватает харизмы и военного мастерства легендарного Ахмада Шаха Масуда.

Не вполне срабатывают сегодня и аналогии с 2001 годом – во время вторжения США в Афганистан после терактов 9/11 именно Панджшерская долина стала одной из стартовых площадок, откуда действовали американские спецназовцы, и откуда в конечном счете шла дорога к освобождению от талибов Кабула. Как отмечают The New York Times, в отличие от ситуации двадцатилетней давности, сегодня лидеры антиталибского сопротивления не контролируют территорию, которая им понадобится для создания линии снабжения через северные границы Афганистана. Похоже, вновь создаваемый альянс не пользуется какой-либо значительной международной поддержкой.

Талибы в самом скором времени могут попытаться выбить своих противников из Пандшера, считает руководитель Центра изучения афганской политики Андрей Серенко, потому что наличие такого очага сопротивления в стране представляет для них потенциальную опасность.

«Для такой операции, – говорит эксперт, – необходима концентрация значительных сил и решить вопрос с воздушной поддержкой, потому что если талибы будут пытаться ликвидировать панджшерский плацдарм исключительно в ходе наземной операции, они понесут очень большие потери.

Особенности ландшафта, рельефа местности таковы, что наступление будет стоит очень дорого талибам. Безусловно, они могут достаточно быстро сконцентрировать на панджшерском направлению крупную группировку сил, чтобы навалившись всеми силами, уничтожить этот очаг.

Тем более что «Талибану» поступали сигналы со стороны некоторых внешних игроков, что движение не контролирует всей территории страны, а это служит одним из факторов, мешающих международному признанию.

Также талибам важно и внутри страны всем афганцам продемонстрировать, что они полновластные хозяева Афганистана. Тем более, что в некоторых местностях начинают намечаться признаки антиталибских настроений – молодежные активисты развешивают национальные флаги, срывают талибские знамена. На это талибы реагируют жестко – в среду было убито не менее шести человек при подавлении таких выступлений».

Эксперт не исключил, что в ходе возможного наступления на Панджшерскую долину талибы могут при нехватке собственной авиации использовать пакистанские ВВС.

Оценивая перспективы «панджшерского проекта», Андрей Серенко считает, что многое зависит от воли и решимости его лидеров, включая Масуда-младшего. При этом не ясно, выполнит ли свои обещания генерал Дустум привести 10 тысяч ополченцев в Панджшер – с учетом фактической отрезанности долины от границ Афганистана и других регионов страны.

«Если Масуд и вице-президент Салех не рассматривают этот проект как способ поторговаться с талибами или пакистанцами и потом сдать Панджшер за определенные преференции, а искренне рассматривают его как национально-освободительный проект, на котором они готовы стоять до конца, а не сбежать при первой возможности на вертолете, то это первое непременное условие успеха», – говорит Андрей Серенко.

«Второе условие, без которого невозможен успех панджшерского проекта – внешняя поддержка, – уверен эксперт. – В Афганистане успешны только те проекты, которые имеют иностранную поддержку. Никогда «Талибан» не стал бы успешным без многолетней пакистанской помощи. То же самое касается «Северного альянса», который в 90-е годы существовал только поддержке со стороны Индии, Ирана, России. При соблюдении этих условий панджшерский проект может стать точкой сборки нового «Северного альянса». В противном случае он просто погибнет».

Куда же податься в случае неудачи собравшимся в Панджшерской долине противникам талибов?

«Бежать им некуда, – констатирует Андрей Серенко. – Они в полной осаде, в окружении. Они будут просто уничтожены. Причем, полагаю, показательно. С учетом того, что там в основном сконцентрированы панджшерские таджики (хотя есть и представители пуштунов и других национальностей), непримиримые враги талибов и пакистанцев. Так что, думаю, с ними в случае их поражения особо церемониться не будут. Вариантов у них нет: победить или умереть».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру