Андрей Кравченко — серебряный призер Олимпийских игр 2008 года в десятиборье, серебряный призер двух чемпионатов мира, а также чемпион Европы в десятиборье и семиборье. Он опубликовал скриншот переписки спортсменов с руководством следующего содержания: «Приказом Министра спорта с сегодняшнего дня прекращены все выезды за рубеж на соревнования, это касается и тех, кто находится в отпуске (никаких выездов даже за свой счет). При нарушении данного приказа последует увольнение. Приказ по министерству касается всех видов спорта», — имя человека, написавшего это сообщение, зачеркнуто.
Далее спортсмены просят объяснить, с чем связано это решение, но получают лаконичный ответ: «министр не обязан отчитываться, по какой причине». Сам Кравченко утверждает, что эту информацию ему подтвердил спортсмен, который попал под запрет. Он предположил, что таким способом Министерство хочет закрыть спортсменам лазейку для переезда. При этом коснется это только национальной сборной Белоруссии. Например, спортсмены, которые живут и тренируются в России, а выступают под белорусским флагом — могут спокойно оставаться в Москве.
Ряд СМИ так же утверждают, что Министерство спорта Белоруссии решило прекратить финансирование участия спортсменов в коммерческих соревнованиях, а также прекращает оплачивать учебно-тренировочные сборы за счет бюджета. Коснуться это может только белорусских легкоатлетов в «Бриллиантовой лиге», пловцов — в Мировой лиге плавания, а также на выступление спортсменов в ряде других коммерческих соревнований.
В Министерстве спорта и туризма эту информацию опровергают. «Такого распоряжения не было. Никто не запрещал спортсменам выезжать за рубеж. Эти обширные слухи, которые пошли из определенных телеграм-каналов, не имеют под собой никакого основания. Нет ни одного официального документа, доказывающего причастность к этому Министерства. Что касается отказа спонсировать участие в коммерческих мероприятиях, то здесь нельзя говорить за всех. Здесь многое зависит от степени подготовки спортсмена. Мы работаем в обычном режиме»», — пояснили «МК» в ведомстве.
Сами спортсмены утверждают, что подобные приказы никогда не отдаются официально. То есть, министр дает поручение помощнику, тот идет в чат и передает слова начальства спортсменам. Те понимают, что за нарушение их могут уволить, а поэтому стараются не нарушать.
Руководитель департамента Фонда спортивной солидарности Белоруссии Вадим Кривошеев объяснил решение Министерства спорта. «У нас есть информация о приказе министра по поводу запрета на выезд за границу на коммерческие соревнования за счет средств бюджета. Но, как мы знаем, это касается не только бюджетного финансирования, но и выезда за счет альтернативных источников: средств организатора или привлеченных средств. Объяснить это решение можно четырьмя ключевыми моментами. Во-первых, в стране становится все меньше финансов, а с учетом санкций, обеспечивать календарный план спортивных мероприятий не представляется возможным.
Второй момент — Лукашенко волнует вопрос: насколько спортивное сообщество поддерживает режим. Он понимает, что 90% спортсменов страны молчат только из-за того, что им платят деньги и дают возможность готовиться к состязаниям.
Третья причина — прошла Олимпиада и сейчас наступил период, когда можно безболезненно решить вопрос о смене спортивного гражданства. Любой международный выезд — это возможность для спортсменов и тренеров вести прямые переговоры по этим вопросам. Проводятся тесты, которые будут интересны потенциальным специалистам, заинтересованных в конкретном спортсмене или тренере.
Я бы отметил еще один аспект — участие в коммерческих стартах для многих успешных спортсменов — это возможность заработать хорошие призовые, которые разыгрываются в легкой атлетике, теннисе и других видах спорта. Деньги — независимость, а любые формы независимости в условиях режима, который установился в стране, сейчас очень непопулярны.
- Но ведь таким образом власти лишаются последнего рычага давления на спортсменов?
- Наоборот, в ходе 8-часового выступления Лукашенко сказал, что все, кто надеялся пересидеть всю эту ситуацию и не высказаться в поддержку власти, сильно ошибаются. Сегодня в стране есть два варианта: публично поддерживать происходящее в стране, либо тебе не дадут возможность работать. Все это транслируется и на спорт. От спортсменов требуют не только подписание условно провластного письма, но и правильно отвечать журналистам о своей позиции.
- Как эти решения отразятся на белорусском спорте в целом?
- Любые ограничения, закручивание гаек не приводят ни к чему хорошему ни в одной сфере. В стране идет отток кадров по причине политической эмиграции. Любого хорошего руководителя или специалиста пытаются заставить определиться или поступком продемонстрировать преданность власти. И если человек отказывается, то вынужден оставить все. Тоже самое и со спортсменами. Сейчас есть хорошее окно, когда люди имеют возможность спокойно поменять спортивное гражданство.
- После опубликованной переписки многих возмутили формулировки, которые использует руководство по отношению к спортсменам. Такое, правда, бывает?
- Это стало нормой после того, как в управление спортом пришли люди из силового блока. Подобная лексика применяется среди военных. Безусловно, это накладывает отпечаток на постановку задач и в отрасли спорта, где работают творческие люди. В такой трансформации, все должны работать на «раз, два»: «Беги отсюда на рекорд! - Есть, так точно! Побежал». При таком подходе можно подготовить человека до уровня кандидата мастера спорта, но когда мы говорим о спорте высших спортивных достижений — это невозможно.