За 40 дней талибы («Талибан» признан террористической организацией и запрещен в РФ) разгромили афганские правительственные силы и ополчения местных полевых командиров, значительно уступая им по численности войск и оснащению техникой.
Подавляющее большинство солдат армии предпочли сдаться на милость победителей. Многие и вовсе предпочли пополнить ряды «Талибана». Группировка обещает солдатам, а особенно — техническим специалистам — хорошие условия службы и зарплату выше, чем в афганской армии. Именно на них группировка делает ставку, рассчитывая вернуть в строй как минимум часть трофейных машин.
Однако кое-что удалось угнать за рубеж. Например, большая часть авиации, расположенной на авиабазе в городе Маазари-Шариф, перелетела на территорию Узбекистана. Информационный портал The Drive опубликовал спутниковые снимки из аэропорта Термез, по которым удалось установить ее численность.
Афганские лётчики угнали 11 пассажирских самолётов Pilatus PC-12NG, 6 турбовинтовых штурмовиков A-29 Super Tucano, 5 транспортников Cessna-208, 19 военно-транспортных вертолётов Ми-8/17 и 7 UH-60. Это примерно половина от штатного числа самолётов Афганских ВВС и солидный процент вертолётов. Судьба их остаётся неясной. По неподтверждённым данным, власти Узбекистана ведут переговоры с талибами о её возвращении в Афганистан.
Согласно данным блога Oryx, анализирующего фото и видеоматериалы из зоны конфликта, радикалы захватили 11 вертолётов Ми-8/17, один штурмовой вертолёт Ми-24, 12 вертолётов американского производства и всего один штурмовик. Предположительно, афганские лётчики успели угнать почти всё, что могло передвигаться самостоятельно. Однако часть вертолётов «Талибан» всё же смог поднять в воздух и даже успел применить в боевых действиях.
С подсчётом бронетехники ситуация обстоит намного сложнее. Поскольку речь идёт о тысячах единиц, захваченных по всей стране, даже сами талибы вряд ли могут сказать, какими ресурсами они располагают - это тысячи бронемашин и несколько десятков танков. Такой дисбаланс между лёгкой и тяжёлой бронетехникой объясняется тем, что США не поставляли в Афганистан танки и то немногое, что ещё способно ездить, осталось в стране ещё с Советских времён.
Самые крупные трофеи талибы захватили в боях за города Герат, Кандагар и Мазари-Шариф, куда стягивались все боеспособные армейские части. Ещё сотни единиц передали солдаты и полицейские из гарнизона Кабула в обмен на гарантии безопасности для себя и своих семей. Фотографии армейских колонн, едущих сдаваться талибам с гордо поднятыми государственными флагами, буквально заполонили интернет.
По оценке Oryx, на 14 августа талибы захватили 60 колёсных броневиков M1117, 730 бронемашин HMMWV («Хамви»), 11 минозащищённых автомобилей M1224 MaxxPro, 15 122-мм гаубиц Д-30 и не поддающееся учёту количество армейских пикапов. По мере подсчёта это число будет и далее увеличиваться. Однако уже можно заявить, что «Талибы» получили в своё распоряжение больше военной техники, чем есть у армий ряда стран региона, вместе взятых.
Вызывает вопросы сохранность доставшихся радикалам машин - смогут ли они наладить обслуживание и ремонт? Как отметил в разговоре с «МК» военный эксперт Алексей Валюженич, «Талибан» может решить и эту задачу.
- То же самое говорили, когда ИГИЛ (террористическая организация, деятельность которой запрещена в РФ) захватило склады иракской армии. В их руки попал примерно такой же арсенал. Однако, в их рядах оказалось достаточно военных техников в том числе рабов, из бывших иракских военных. У талибов в Афгане такая же ситуация. Кого-то переманят, кого-то насильно засадят в гаражи и велят чинить машины. Я думаю, что по итогам подсчёта речь будет идти о двух тысчах бронемашин «Хамви», доставшихся талибам. Если половину разобрать на запчасти, то тысяча так и так в строю останется. Но это образно, конечно. А США, кстати, поставляли туда комплектующие, которые теперь тоже в руках талибов.
- А как быть с авиацией? Её же так просто не поставишь в строй.
- В 2001-м году, когда началась операция НАТО, в первую очередь были унижены тогдашние «ВВС Талибана». Там были реактивные истребители и вертолёты, поставленные из Советского Союза, который на тот момент уже 10 лет как не существовал. То есть никакого ремонта и техобслуживания. И эта техника вполне летала и действовала. Во-первых, у неё солидный запас прочности изначально. Во-вторых, афганским ВВС помогали Индия, Китай. Они проводили диагностику и ремонт части машин. А сейчас талибы могут рассчитывать, что кое-каких специалистов и комплектующие доставят из Пакистана или Катара.
- Что насчёт вертолётов Ми-8/Ми-17? Их же могут только в России починить.
- Да, тут конечно у талибов засада. Проблемы с эксплуатацией Ми-8 начались, когда США в 2014 году ввели санкции против нашей оборонки и тем самым оставили себя без обслуживания купленных у нас вертолётов. Они их в начале нулевых заказали для Афгана и Ирака. Штаты пытались на Украине как-то их ремонтировать, выкручивались. Вышло так себе. Но опять-таки, мировой террористический интернационал и союзники талибов, я думаю, им помогут. Это же вертолёты двойного назначения, все комплектующие продаются свободно. Приходи — покупай.
Так что в целом «Талибан» сейчас можно считать одной из сильнейших армий региона. Даже с если принять во внимание все их слабые стороны. Ну и то сказать - Афганистан они захватили без всякой бронетехники. Захотят воевать дальше — будут по старинке: на ишаке или пешком по горным перевалам. Опыта им не занимать. А теперь ещё появились такие солидные запасы. Словом — это теперь настоящая мощь, куда сильнее, чем до прихода американцев в 2001-м году.
Читайте материал «Талибы открыли огонь по митингующим: есть жертвы»