Закира (имя изменено по просьбе собеседницы) даже немного говорит по-русски, у нее есть родственники в таджикском Бадахшане (Горно-Бадахшанская автономная область Таджикистана, с юга граничащая с одноименным афганским вилаятом). Ей чуть за 20, живет она в Панджшере с родителями, в талибы несколько лет назад ушел ее старший брат, сейчас ему 23, и он в Кабуле — это все, что собеседница готова сообщить о себе. Зато насчет будущего Афганистана, несмотря на молодость лет, Закира имеет ясное представление и твердые убеждения.
— Я читаю по-русски, по-английски, у меня есть Интернет, вопреки утверждениям, что он нам запрещен.
— Как попадают в талибы?
— Как другие, не знаю, но мой брат поехал в Пакистан учиться в религиозную школу, когда ему не было и 16. Там он делал успехи и поступил в лучший исламский университет Дар-аль-улюм Деобанд, в его пакистанский филиал.
— Я сейчас посмотрела в Интернете: деобандская суннитская школа признает только сама себя, все остальные для нее неверные, даже мусульмане других течений.
— Да, так и есть.
— Похищать юных девушек прямо из отчих домов и силой брать их в жены — это честь и достоинство?
— Я тоже читала, что даже 12-летних забирают. Это не так. За подобное талибы сами расстреливают виновных на месте, даже без шариатского суда, как и тех, кто ворует детей для получения выкупа. По законам шариата похищение людей — страшный грех. А вот еще недавно некоторые афганцы сами продавали своих дочерей американским военным. И если талибы сейчас и проводят рейды по домам, то наказывают только тех женщин, которые развратничали с оккупантами. Или те семьи, которые приторговывали своими дочерьми ради наживы.
— А правда, что в Герешке в провинции Гельменд вешали по доносу? К примеру, соседей?
— Там наказывали похитителей детей и мародеров. Если люди жаловались, что у них украли ребенка и вымогают выкуп или разворовали дом.
— Вашим родителям, по моим подсчетам, должно быть не меньше 40, то есть они помнят прежний приход талибов к власти в 1996 году. Про афганский исламский эмират периода с 1996-го по 2001 год рассказывали жуткие вещи — руки отрубали, вешали, женщин продавали по головам, как овец… И после такого ваши родители позволили сыну примкнуть к «Талибану»?!
— Моя семья не из богатых, и то, что моего брата приняли в это движение, облегчило жизнь моего отца, на шее которого еще 7 детей и жена. Пакистанские религиозные школы устроены как интернаты, там не только обучаются, но и живут, питаются. Бесплатно, в отличие от западных школ и университетов.
— А вы задумывались, почему ваш отец едва сводит концы с концами? А в других мусульманских странах граждане имеют возможность нормально зарабатывать?
— Конечно, я знаю, что это из-за американцев. И вообще из-за иностранцев, которые постоянно лезут в нашу страну и разворовывают ее. Как только сумеют прогнать их окончательно, мы будем процветать.
— А в 96-м тогда отчего не расцвели?
— Американцы помешали. Страну захватили, наркотрафик организовали… Это захватчики сделали, а истинным талибам религия запрещает и алкоголь, и всякую иную отраву.
— Закира, вот вы молодая девушка, еще не замужем, вся жизнь впереди, и в ней так много интересного. Неделю назад вы хотя бы по магазинам могли самостоятельно гулять. А теперь, как и 20 лет назад, вовсе запретят женщинам из дома выходить, даже в чадре.
— Нет, выходить женщине можно. Но так, чтобы она была в безопасности. А для этого с ней рядом должен быть мужчина — отец, муж, брат. Женщинам можно работать в общественных местах и даже выступать по телевизору, только в хиджабе. Я сейчас вам тайну открою, вы удивитесь. Многие талибы очень боятся женщин.
— В каком смысле?
— Ну, они уходят в религиозные лагеря еще подростками, там женщин нет. И в итоге к возрасту моего брата они умеют общаться только с мужчинами, а перед женщинами теряются, смущаются, некоторые даже краснеют и глаза боятся поднять. Перед реальной женщиной молодые робеют.
— А немолодые?
— Немолодые обычно уже наставники. А наставник должен быть женат. Я знаю нескольких, которые над мужчинами командуют, а дома боятся своих жен. Слушаются их во всем.
— Фантастика какая-то!
— Я же говорю, что очень много лжи вокруг нас. Разврата именно со стороны женщин в Афганистане хватало во все времена — так мои родители говорят.
— А лично вы воспользуетесь разрешением работать в общественном месте?
— Знаете, это зависит от степени веры. Вот у вас завтра отменят наказание за убийство, вы что, убивать пойдете? Вот и я не пойду в общественное место, мне это не надо — я соблюдающая правоверная. Я окончила школу и работаю по дому, помогаю сестрам и матери. А что с вами общаюсь, так только потому, что меня огорчает постоянная ложь.
— И так всю жизнь и просидите с матерью на кухне?
— Если я буду сознательной мусульманкой, идущей верным путем, однажды меня сосватают...
Журналист «МК» показала этот рассказ афганскому ученому, покинувшему родину еще в конце 90-х годов и ныне постоянно живущему в Европе. Оценив слова талибской сестры как «типичную зомбированность, которая очень скоро разобьется о насилие и беспредел, ведь так уже было», он озвучил свое видение ситуации:
— Правление талибов означает господство пуштунов над другими этническими группами. В правительстве «Талибана» доминирует наркомафия. Фактически это сеть организованной преступности. Исследования показывают, что талибы зарабатывают от 800 миллионов до 1 миллиарда долларов в год, большую часть из которых составляют наркотики.
Ведущие лидеры «Талибана», такие как Хаккани и другие, родились и выросли в Пакистане и имеют там крупный бизнес, поэтому они будут оказывать влияние Пакистана в Афганистане и Центральной Азии. Права женщин в правительстве «Талибана» будут такими же, как те, которые демонстрировал «Талибан» в Афганистане в 1990-е годы.
«Талибан» утверждает, что выращивание опиума было сведено к нулю во время их правления. Это утверждение полностью ложно. Истина состоит в том, что в то время в Афганистане была сильная засуха, что талибы знали рынок и копили опиум. Это может быть подтверждено тем фактом, что их опиумные запасы в Кандагаре или Гильменде были позже уничтожены воздушной бомбардировкой.
В России существует очень неправильное представление о том, что отношения с «Талибаном» могут снизить угрозу ИГИЛ (запрещенная в РФ организация, признанная террористической) со стороны границ Центральной Азии - это совершенно неверно, потому что «Талибан» и ИГИЛ идеологически не отличаются и получают свои фетвы от «Аль-Каиды» (деятельность которой также была признана террористической и запрещена на территории РФ еще в 2008 году). Разделение между «Талибаном» и ИГИЛ неверно, Россия не может уменьшить угрозу ИГИЛ, имея отношения с «Талибаном».
Читайте материал «Били шлангом»: перечислены главные запреты для женщин при «Талибане»