- Если сравнивать военный конфликт на территории Афганистана с участием советских войск с нынешним положением вещей, то ситуация, конечно, очень сильно поменялась. Американское присутствие на территории было все же менее ярко выраженным. И людей они там потеряли гораздо меньше.
В советское время Афганистан пытались сделать социалистической республикой, велось строительство, вкладывались средства в образование, в развитие культуры. Это, безусловно, дало свой эффект. Американцы же, со своей стороны, особо ни во что не вкладывались. Армию афганскую только тренировали, и то, как выяснилось, не особо эффективно.
Собственно, Афганистан и не имеет настолько важного стратегического значения, чтобы его любой ценой пытаться захватить или защитить, это все же не Сирия. Его никто не захватывал лишь по той причине, что не хотели тратить на это слишком большие силы. Территория гористая, воевать там тяжело. Конечно, если бы кто-то задался целью завоевать Афганистан и переделать под себя, то этот вопрос был бы решен. И мы, и американцы вполне могли это сделать, просто никому это было не нужно. Поэтому случилось то, что и должно было случиться.
Талибы были когда-то у власти, они эту власть себе и вернули. Все сопротивление талибам было зациклено на американцах, и когда те ушли, оно и посыпалось.
- Американцы обучали правительственные войска, а теперь те сдаются с оружием в руках, зачастую даже не пытаясь сопротивляться. Почему так?
- Обучить то они их, может, и обучили, но есть же еще такое понятие, как моральное состояние. За что, собственно, воевать?
Одно дело, когда там стояли американцы со своими перспективами. Тебе платят, обещают карьеру, смысл есть. А теперь американцы уходят, и надо самим участвовать в гражданской войне. А зачем?
В Афганистане нет силы, которая могла бы талибам составить конкуренцию, от слова совсем. А раз ее нет, то и воевать никто за нее не будет.
- Как приход к власти талибов отразится на России и постсоветских странах, граничащих с Афганистаном?
- Я даже вижу в их приходе некоторые плюсы. Резкий рост популярности «Талибана», его триумф, резко подорвет позиции ИГИЛ (признано террористическим и запрещено в России) и других террористических организаций. Талибы достаточно радикальны, но все же они не ИГ, терактов у нас они не устраивали и, думаю, устраивать не будут. В тоже время люди, которые достаточно массово пополняли ИГ, теперь свои симпатии отдадут «Талибану». Победа талибов подвинула ИГ с первого места, и для нас это, конечно, хорошо. Думаю, сейчас в рядах радикалов начнется серьезный разброд и конфликты.
- Но все же для нас существует какая-то угроза?
- Эта угроза явно не будет завтра. Это может случиться через пять, через десять лет, но прямо завтра талибы не пойдут на Душанбе. Сначала им надо разобраться со своей ситуацией, укрепить власть, набраться сил. И только потом они могут ударить, но совершенно не факт, что они пойдут на север.
- Как себя стоит вести России?
- На мой взгляд, имеет смысл дальше выстраивать отношения с «Талибаном». Если стоит вопрос о том, чтобы исключить их из списка террористических организаций, думаю, в будущем это вполне реально. У нас же многие государства по сути создавали террористы. Саудовскую Аравию, например. Со временем они стали вполне «рукопожатными».
Лично я считаю, что если бы сейчас талибы оказались перед статуями Будды, они бы их уже не взорвали. «Талибан» двадцатилетней давности все же отличается от нынешнего. Они действительно стали более умеренными и цивилизованными. Можно привести в пример большевиков, которые были лютыми радикалами, но постепенно стали более умеренными. Мне кажется, талибы идут по пути именно большевиков.
Читайте о другой точке зрения на ситуацию в Афганистане: «Названа вероятная дата похода талибов на Таджикистан».