Сейчас со страшной скоростью приближаются выборы в Госдуму. Как всегда в таких случаях, роль ЦИКи возрастает с каждым днём, а председатель ЦИКи естественно становится важной персоной и с каждым днём занимает всё больше места в новостях.
Сегодня председателем ЦИКи работает Элла Памфилова — человек с уникальной и яркой политической биографией, которая на всех постах всей душой болела за своё дело. (Может быть, лучше было бы сказать «за общее дело», но, увы, никакого общего дела в нашей стране, к сожалению, нет. Есть интересы разных партий, разных структур, разных ОПГ.)
Чуть позже мы расскажем об уникальном случае нынешней избирательной кампании. Никогда так не было, чтобы кандидату зарубили все собранные подписи, все 100%. Но сначала — краткий исторический экскурс.
***
Председателями ЦИКи последовательно были господа-товарищи Рябов, Вешняков и волшебник Чуров. Каждый из них чем-то отличился, хотя сейчас все они благополучно забыты, поскольку свою роль отыграли, и со сцены их ушли.
Рябов прославился тем, что после голосования за Конституцию (декабрь 1993) поспешно сжёг все бюллетени. Сам он их жёг или поручил дворникам — значения не имеет.
За этот подвиг, за эту игру с огнём (во всяком случае, после этого подвига) Рябов посол. Сперва посол в Чехии, потом в Азербайджане, потом в Молдавии. Чехи, конечно, знали о том, что человек, главная обязанность которого честный подсчёт, сжёг бюллетени (об этом много писали тогда). Поэтому они наградили господина Рябова «Золотой медалью имени Кафки», а он, Рябов, возможно, даже не понял этой убийственной иронии.
Затем ЦИКой командовал Вешняков (после чего посол в Латвию). Будучи председателем ЦИКи он отметился двумя достижениями: 1) подал в суд на Минкина и «МК» за то, что в нашей статье «Голосуй, не голосуй...» говорилось, что выборы в России нечестные; 2) создал «Российский фонд свободных выборов». В уставе фонда, например, говорится:
«Содействие реализации комплекса мер, направленных на достижение беспристрастности в освещении избирательных кампаний средствами массовой информации, создание равных возможностей для участников избирательного процесса в агитационной деятельности, более полную реализацию прав граждан, связанных с распространением достоверной...»
Эту фразу невозможно дочитать до конца; мерещится наперсток. Сидят чиновники, поскрипывают перышками, нанизывают родительные падежи и придаточные предложения... аренды, аренды хотят эти патриоты. И контроля над прессой.
После красивых слов о беспристрастности, в уставе было написано (цитируем с сокращениями):
«Фонд имеет право: получать возможную поддержку от государственных, общественных и иных органов и организаций... учреждать хозяйственные общества для осуществления предпринимательской деятельности... приобретать в собственность, арендовать земельные участки, здания, нежилые помещения, материалы и оборудование, продавать и предоставлять в аренду принадлежащее Фонду имущество... заниматься предпринимательской деятельностью... создавать филиалы и открывать представительства... осуществлять иную деятельность...
Фонд может иметь в собственности здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги и иное имущество. Фонд может иметь в собственности или в бессрочном пользовании земельные участки. Фонд может иметь имущество, предназначенное для ведения предпринимательской деятельности.
Источниками Фонда могут являться: добровольные имущественные взносы и пожертвования; выручка от реализации товаров, работ, услуг...»
После этого надо быть полным дураком, чтобы удивляться сообщениям о личном богатстве какого-нибудь члена ЦИКи.
Потом начальником ЦИКи стал волшебник Чуров, провозгласивший знаменитый закон Чурова: «Путин всегда прав». Летописец президента, журналист «Коммерсанта» Андрей Колесников по этому поводу задал Чурову вопрос. Вот их диалог:
— Вы говорите, первый закон Чурова: Путин всегда прав. А все-таки если Путин не прав, то что делать? Очевидно, смотреть первый закон Чурова?
— Нет. Разве Путин может быть неправ?
— Ну а если вы вдруг поймете эту страшную вещь: Путин неправ?
— Это значит, Чуров чего-то недопонял.
Именно в тот момент, когда ЦИКой руководил волшебник, случились выборы в Думу декабря 2011 года, после которых необычайно много людей сочли себя обманутыми, обворованными и вышли на улицу. Началось на Чистых прудах (после чего 6 декабря в Москву были введены Внутренние войска), перекинулось на Болотную, затем — на проспект Сахарова. Эти акции собирали в Москве, по разным оценкам, от 120 до 150 тысяч.
Тогда же журнал «Власть» опубликовал опрос, где известные люди (политики, учёные) отвечали на вопрос «Сколько им накинули?»
Вот один из ответов:
«Процентов 10, а то и все 15. Всё зависело от изобретательности избиркомов. Но лучше бы единороссы набрали свои 35-40% честно и сохранили уважение. Сейчас же власть проиграла. Люди, на которых давили начальники, стали негативнее относиться к власти. Огромное количество людей было вовлечено в подтасовки, и резонанс в обществе намного перевешивает дополнительные проценты».
Эти слова, точнее, этот приговор (потому что фальсификация выборов на миллионы голосов это настоящая уголовщина, а 10—15 процентов — это именно миллионы обманутых граждан) произнесла Элла Памфилова. Тогда она была лидером движения «За гражданское достоинство». Потом в какой-то момент с «Гражданским достоинством» она рассталась и унаследовала ЦИКу после волшебника Чурова.
***
Независимый кандидат Роман Юнеман — человек, видимо, наивный и упрямый, решил стать депутатом Государственной думы России. Он не принадлежит и никогда не принадлежал к «Единой России», ЛДПР, «Яблоку» и прочим партиям; не имел и не имеет никакого отношения к структурам Навального, к деньгам Ходорковского, к каким-либо подозрительным фондам и т.д.
Зато он умеет убеждать, ходил по московским дворам в Бутово и Чертаново и убеждал людей, что лучше, чем он, депутата им не найти, а для этого надо подписаться.
Независимый претендент должен собрать подписи. Это невероятно трудная и мучительная задача. Вокруг столько обмана, мошенничества и воровства, что люди крайне неохотно сообщают свои персональные данные. А в подписном листе надо написать фамилию, имя, отчество, дату рождения и точный адрес: улица, дом, квартира.
Люди подписываются бесплатно, но сборщикам, которые обходят квартиры или останавливают людей на улице (и нередко слышат отказы в крайне грубой, нецензурной форме), сборщикам надо платить за ежедневную многочасовую неприятную работу.
Юнеман сумел убедить разных людей пожертвовать денег на его избирательную кампанию — на его почти безнадежное дело. И это ему удалось. Около тысячи человек рискнули своими деньгами, и он собрал около 18 миллионов рублей. Почти все они ушли на сбор подписей.
Предвидя всевозможные придирки (потому что подписи проверяют и члены избирательной комиссии, и МВД, и графологи-почерковеды), Юнеман придумал способ, как доказывать, что подпись не подделка, что это подписал реальный человек.
Подписной лист имеет строго установленную законом форму, в том числе — размер листа. Юнеман заказал в типографии подписные листы, которые были на несколько сантиметров шире, чем законные. На этом «лишнем месте» подписанты оставляли свой личный телефон, чтобы можно было в случае чего позвонить этому человеку и сказать: «Проверяющие не верят, что вы действительно подписали, пожалуйста, подтвердите».
Перед сдачей в Избирком, штаб Юнемана очень аккуратно отрезал у подписных листов эту лишнюю полоску с телефонами, после чего листы стал полностью соответствовать закону.
Но избирательная комиссия сказала: «Мы знаем, что ваши подписные листы были шире положенного, а это нарушение закона». И забраковали все 100 процентов подписей, все 15 тысяч.
Кроме того, ещё сотни подписей были дважды забракованы, поскольку МВД сообщало в избирательную комиссию: «Такого человека нет». А делалось это очень просто. Член избиркома обязан перенести (вручную!) данные с подписного листа в документ, который отправляется на проверку в МВД. Член избиркома переписывает фамилию «Иванова», а потом вместо «Наталия», пишет «Наталья». Всего одна буква в имени, и из МВД приходит ответ: такого человека нет. А можно, переписывая данные, ошибиться и вместо номера квартиры 17, написать 117 и получить ответ: такого человека нет.
Эта технология ещё в 2015 году получила название «Дарья Тимурович», потому что в Новосибирской области какой-то оппозиционный кандидат обнаружил, что избирательница по паспорту была Дарья Тимуровна, а в базе МВД — Дарья Тимурович.
Кандидат Юнеман собрал на улицах своего округа (московские районы Ясенево, Центральное и Южное Чертаново, Северное и Южное Бутово) 20 с лишним тысяч подписей, хотя по закону нужно 14906 идеальных подписей. Собрали на тысячи больше, чтобы отбраковать все сколько-нибудь сомнительные. И это тоже была невероятно кропотливая работа.
Если каким-то чудом Юнеман и его штаб смогут доказать чистоту подписей, в ход пойдут другие приёмы. Назовут педофилом, организатором гей-парадов, владельцем заграничных вилл и счетов — испытанные методы.
***
Мы не знаем размер чертановского и бутовского бюджетов. Зато знаем, что ВВП России — 1,7 триллиона долларов. Знаем и ВРП (валовой региональный продукт) Калифорнии (штат в США) — 3 триллиона долларов. То есть, экономика этого штата почти вдвое больше экономики РФ.
Любой житель штата может претендовать на должность губернатора Калифорнии. В своё время Шварценеггер был вынужден, по калифорнийскому закону, собирать подписи, чтобы его фамилия оказалась в избирательном бюллетене. Закон простой: каждый кандидат обязан был собрать 65 (шестьдесят пять) подписей и вдобавок внести избирательный залог: 3500 долларов.
Мы оставляем вас, уважаемые читатели, наедине с вашими мыслями и вашими калькуляторами. А сами споём замечательную народную песню:
Здравствуй, моя ЦИКа, здравствуй дорогая!..