Кабул пал: причины и последствия талибского блицкрига

Успехи боевиков стали шоком для политиков и экспертов

Бойцы движения «Талибан» (запрещенная в России террористическая группировка), всего за несколько дней овладевшие крупнейшими городами Афганистана, начали в воскресенье, 15 августа, наступление на столицу республики — Кабул, последний значимый оплот правительственных сил. И в итоге власти страны решили просто сдать город. Передача власти была назначена на тот же день. Стремительное движение боевиков, которые еще неделю назад держали под контролем лишь пять провинций страны (и то не целиком), стало полной неожиданностью как для аналитиков, так и для международных игроков, которые, разумеется, сами отчасти виноваты в успехах талибов.

Успехи боевиков стали шоком для политиков и экспертов

Утром 15 августа бойцам «Талибана», по данным самого движения, удалось войти в Кабул и даже захватить один из столичных университетов. Местные военные это отрицали, говоря лишь о наступлении на город, но не о проникновении в него. Однако позднее стало известно, что власти решили мирно сдать город террористам, пойдя на условия последних во избежание жертв.

Даже наиболее пессимистично настроенные американские специалисты давали Кабулу порядка 30 дней на то, чтобы выстоять перед атаками «Талибана», и вот — террористы уже в афганской столице.

Не секрет, что активизация талибов во многом была связана с тем, что иностранные державы, в частности США, решили вывести своих военных с афганской территории.

Принято считать, что за время пребывания зарубежного контингента в Афганистане западные специалисты обучили местных силовиков всему, что необходимо для эффективного противостояния террористам.

Однако, как показала практика последних месяцев, это далеко не так: даже оставляя в стороне талибскую пропаганду, мало кто отрицает массовые случаи дезертирства среди правительственных вооруженных сил.

Регулярные войска не всегда вовремя успевали к местам наиболее ожесточенных атак талибов, и отпор боевикам вынуждены были давать местные правоохранители, которые порой, под страхом казни, сдавались сами либо же и вовсе переходили на сторону врага.

Другой немаловажный аспект — продуманная тактика террористов, которые, несмотря на вроде бы незначительные успехи в начале наступления, решили, как теперь очевидно, целенаправленно и методично бить по ключевым и болевым точкам. Так, сперва они взяли город Кундуз, важный военный пункт афганских сил. После этого их целью стал Спин-Балдук — город в провинции Кандагар, через который пролегает важный коридор, позволяющий просачиваться в Афганистан боевикам из Пакистана. Затем пали еще несколько городов, включая стратегически важный Мазари-Шариф, считавшийся оплотом сопротивления талибам.

Из этого вытекает третий фактор — численность боевиков. Захватывая города, они первым делом открывали местные тюрьмы. И даже если «сидельцы» не были идейно близки к «Талибану» как таковому, желания поквитаться с властями у них, как правило, хоть отбавляй. А если к этому добавить боевиков из Пакистана, проход которым правительственные силы не смогли перекрыть, и дезертиров, то в итоге талибов набралось гораздо больше, чем к тому были готовы регулярные войска.

«Как выяснилось к началу августа, реальная численность силовых структур Афганистана (армия, полиция) была более чем в два раза ниже официальной (около 120-130 тысяч человек вместо заявленных 350 тысяч), — отмечает в этой связи ведущий эксперт Центра по изучению современного Афганистана Андрей Серенко. — Так, по имеющейся информации, реальная численность афганской армии составляла к началу лета 2021 года 53 тысячи человек. Очевидно, что таким числом военных невозможно закрыть все 34 провинции страны. Таким образом, в среднем на каждую провинцию приходится чуть более тысячи армейцев (в реальности, конечно, распределение сил было не столь равномерным), в то время как талибы концентрировали на направлениях главных ударов, например при штурме Герата и Кандагара, до 4-5 тысяч боевиков. Причем талибы имели возможность вести сменный режим боевых действий (через каждые три часа меняя штурмовые команды, давая им 6-часовой отдых), в то время как афганские силовики были лишены ротаций и вели бои без перерывов».

Как полагает аналитик, важную роль сыграл и тот факт, что США не сдержали обещаний относительно массированных авиаударов по силам «Талибана»: боевики панически боятся авианалетов, так как ограничены в средствах противостояния им, но американские военные не стали работать в полной мере, как того обещал президент Джо Байден.

Слабую надежду на то, что фактическая победа талибов не приведет к коллапсу государства, дает факт их согласия на переговоры с администрацией президента Ашрафа Гани.

Впрочем, владея большей частью территории страны, члены «Талибана» теперь могут выступать с позиции силы. Тем более в условиях, когда США, являвшиеся долгое время основным сдерживающим боевиков игроком, продолжают свой «исход» из Афганистана. Дохийское соглашение талибы уже де-факто дезавуировали, поэтому сейчас уравновесить внутриафганскую ситуацию без очередного иностранного — пусть даже сугубо дипломатического — вмешательства едва ли удастся.

Читайте также: Талибы берут контроль над небом Афганистана: захвачены американские «Черные ястребы»

Афганцы в панике покидают захваченный Кабул: кадры переполоха

Смотрите видео по теме

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28602 от 16 августа 2021

Заголовок в газете: Кабул пал

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру