Поводом для формального обращения Вагабзаде к лидеру ЛДПР стали выпады последнего в адрес президента Азербайджана Ильхама Алиева. Однако очень быстро со своих оскорблений в адрес Жириновского бывший посол переключился на все население России.
"МК" поинтересовался у российских специалистов по дипломатии, ознакомившихся с роликом, насколько допустимо — и допустимо ли — поведение их азербайджанского коллеги. Наши собеседники проявили показательное единство мнений.
Александр Панов, заведующий кафедрой дипломатии МГИМО, экс-посол России в Южной Корее, Японии и Норвегии: «Ну а что тут такого, бывают такие психи. К сожалению, в мировой практике сейчас в целом получило распространение такое поветрие по использованию уничижительных оценок своих нелюбимых, так сказать, партнеров. Достаточно посмотреть на риторику американцев — в частности, постоянные оскорбления со стороны Трампа, слова Джо Байдена о Путине, — или на заявления Северной Кореи в адрес южных соседей и США. Допустимы ли это для дипломатии? Да это и дипломатией назвать нельзя. Раньше речь шла о вежливом обращении, хотя, конечно, всегда имели место угрозы, однако без оскорблений. Но теперь, получается, у нас есть дипломатия вербальных оскорблений».
Андрей Бакланов, заместитель председателя совета Ассоциации российских дипломатов, посол России в Саудовской Аравии (2000-2005 гг.): «Допустимо ли поведение, подобное обращению Вагабзаде? Я поставил бы вопрос об шире как посол и как профессор, специалист в этих проблемах. Вы знаете, знаете у нас происходит неумолимое сползание всего политического сообщества и дипломатического сообщества с солидных, общепринятых, вежливых, протокольных способов обмена мнениями к какому-то базару. Снижается также уровень профессионализма, и на каком-то этапе, когда мы берем совсем уже недопустимую лексику, то ее, конечно, можно изолированно анализировать, вне контекста. Но надо смотреть в целом, что вызвало подобного рода недопустимые высказывания того или иного деятеля. На мой взгляд, необходимо на всем уровнях — на политическом, в СМИ (это я говорю как член Союза журналистов) — не допустить дальнейшего сползания в базарность. Вы посмотрите, что происходит например, на телевидении. То, что сейчас произошло, это уже крайняя стадия, но она отражает общие тенденции. Конечно, нынешняя ситуация недопустима».