«Мы ожидаем новый тренд - массовые «административки» за ссылки на сайты нежелательных медиа и символику экстремистских организаций», - написал в своем телеграмм-канале руководитель Международной правозащитной группы «Агора» Павел Чиков. «Законодательство ужесточилось, вслед за ним и практика. Разобраться, что ещё можно, а что уже нельзя, непросто», - предупреждает он.
И это чистая правда - достаточно вспомнить некоторые события последнего времени, некоторые принятые в последние месяцы законы и некоторые особенности правоприменительной практики.
В России в соответствии с принятыми нашим парламентом и подписанными президентом законами Минюст ведет сразу несколько «политических» реестров. Реестры НКО и СМИ, выполняющих функции иностранных агентов (во втором есть и граждане, «выполняющие функции СМИ-иноагента»). Реестр иностранных организаций, признанных нежелательными на территории РФ и потому запрещенных. Реестр экстремистских организаций… Признание «иностранным агентом» или нежелательной организацией - внесудебная процедура, по закону власти не обязаны и потому даже не пытаются аргументированно объяснить получившим особый статус, почему выбор пал именно на них. Экстремистом у нас признает суд, и его решение означает ликвидацию попавшей в соответствующий реестр организации и запрет на её деятельность в России.
Попадание в эти реестры чревато не только серьезными ограничениями прав для попавших туда организаций и граждан, но и потенциальными проблемами для тех, кто, будучи ни сном, ни духом, как говорится, «всего лишь» о них написал в соцсетях, репостнул какой-то их материал или одобрительно о нем высказался.
За последние месяцы реестры пополнились за счет тех, кто производил и распространял разного рода информацию. "Интересующийся общественной жизнью человек, который весной уехал в отпуск на необитаемый остров, вернувшись летом в Россию, был бы изрядно удивлен», - констатирует цифровой проект «Сетевые свободы». Запрещены как нежелательные на территории России занимавшийся журналистскими расследованиями интернет-ресурс «Проект» (зарегистрирован в США), вслед за признанием нежелательными связанных с Михаилом Ходорковским зарегистрированных в Великобритании фондов заблокированы по требованию властей сайты нескольких ассоциируемых с ними российских интернет-СМИ («Открытые медиа», МБХ-Медиа), интернет-СМИ «Медуза», «Инсайдер» и «VTimes» стали «СМИ-иностранными агентами» и вынуждены маркировать все свои материалы упоминанием особого «статуса»… Да ещё ФБК, который тоже занимался антикоррупционными расследованиями и активно распространял их в Интернете, признан судом экстремистской организацией и запрещен…
И теперь россиянам надо знать, что:
- в Интернете нельзя публиковать символику любых признанных в России экстремистскими организаций, в том числе НБП, Свидетелей Иеговы, ФБК, Штабов Навального, Башкорта и многих других. Кодекс об административных правонарушениях обещает за это гражданам штраф в 1-2 тысячи рублей - вроде бы ерунда, но «с конфискацией предмета правонарушения», то есть в данном случае, надо понимать - компьютера или мобильного телефона. Альтернатива - арест на срок до 15 суток с конфискацией «предмета правонарушения».
- «иностранных агентов» упоминать и цитировать можно вполне себе свободно - если только вы не СМИ. Все СМИ и их сайты в Интернете, упоминая «иностранных агентов» или цитируя их материалы и высказывания, обязаны указывать их особый статус, иначе - штраф в 2-2,5 тысячи рублей для журналиста с возможной конфискацией компьютера или мобильного. Для редакций всё гораздо серьёзнее… Журналисты должны ещё обязательно сообщать при упоминании любой внесенной в реестр экстремистских или нежелательных организаций (и террористических, реестр которых ведет ФСБ, тоже), что они запрещены на территории РФ.
- упоминать нежелательные организации можно, но публиковать и цитировать их материалы, распространять в любом виде ссылки на их ресурсы (сайты, паблики, телеграмм-каналы, YouTube-каналы, чаты, и т.д., и т.п.) никому категорически не рекомендуется, это запрещено законом. Наказание - в лучшем случае административный штраф от 5 до 15 тысяч рублей для граждан. А в худшем, если будете упорствовать и в течение 12 месяцев позволите себе еще раз какое-то расследование «Проекта» найти и репостнуть, например - заведут уголовное дело. Наказание - штраф от 300 до 500 тысяч рублей либо лишение свободы на срок от 1 до 4 лет…
Какая административная ответственность, спросите, если признанные нежелательными организациями СМИ, скажем, уже не действуют, запрещены, а если когда-то вы читали и репостнули какой-то её материал, то давно? Или сейчас, но старый, тех времен, когда она нежелательной и экстремистской ещё не была? Разве у нас, спросите, не работает прописанное в статье 54 Конституции правило «закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет», и «никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением»? И как быть со сроками давности, который по тем статьям КоАП, которые упоминались выше, составляют от 3 месяцев до 2 лет? (Два года - такой срок давности за распространение материалов нежелательной организации, кстати.)
В КоАП про «обратную силу» тоже написано - в полном соответствии с Конституцией. Но не разъяснено, как этот принцип должен трактоваться применительно к такому специфическому виду нарушений, как репост давнишнего материала, ставшего запретным лишь сейчас - или давнишний репост этого давнишнего материала, следы которого сохранились в Интернете.
В судебной практике «единообразие по этому вопросу отсутствует», рассказал «МК» правовой аналитик «Сетевых свобод» Станислав Селезнев: «около половины дел об административных правонарушениях, касающихся публикаций, датированных прошлыми годами, суды прекращают в связи с истечением сроков привлечения к ответственности, и такой практики действительно немало в самых разных регионах. Вместе с тем при рассмотрении не меньшего количества дел по абсолютно тем же составам суды идут на поводу у прокуратуры, которая полагает такие правонарушения длящимися. И привлекают к ответственности в 2021 году за посты в социальных сетях еще 2011 года»…
Но что такое «длящиеся правонарушения»? В КоАП не уточняется. Написано лишь, что «при длящемся административном правонарушении" сроки давности «начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения». Значит, если правоохранители обнаружили ваш старый репост или пост сейчас, могут наказать сейчас. «Верховный Суд РФ уже давал разъяснения нижестоящим судам о необходимости отсчета сроков давности по преступлениям экстремистской направленности, в частности, с даты публикации. Но единообразия это разъяснение почему-то не добавило. Есть по десятку постановлений с противоположными позициями»,- говорит г-н Селезнев.
По словам г-на Чикова, некоторые россияне уже получают «пачки по 10-15 протоколов за посты прошлых лет». Может быть, это сплошь записные активисты, смутьяны, оппозиционеры, чью жизнь в Интернете постоянно отслеживают правоохранители? Нет - «поскольку мониторинг всё более автоматизируется посредством нейросетей на службе МВД и ФСБ», сообщил г-н Чиков.
Можно ли как-то обезопасить себя от угрозы привлечения к ответственности за «старые» слова, лайки и репосты пользователю соцсетей? Особенно если учесть, что полиция и госбезопасность ориентированы на поиск старых ссылок на сайты нежелательных и экстремистских организаций?
Самый радикальный из предложенных экспертами «Сетевых свобод» вариантов защиты - «снести паблики и создать новые». Или сделать свой аккаунт в Twitter, например, закрытым: ранее подписавшиеся все читать и видеть смогут, новые читатели будут добавляться вами вручную. Но и в этом случае «если товарищ майор на вас подписан, это ни на что не повлияет»: больше 1 читателя - всё равно будет публичное распространение» запрещенной информации.
Ещё один вариант - удалить всё за последние лет 10, связанное с нежелательной или экстремистской организацией, на вашей странице. Но и это не гарантирует спасения, потому что репосты, отправленные друзьям, все равно никуда не денутся, даже если ваш аккаунт станет «чист»…
Так что полной безопасности никто и ничто гарантировать не может. Но впредь стоит быть осторожнее. Понять бы, в чём именно осторожнее… Вот проблема.