Насчет «всех участников» я, впрочем, погорячился. Морально-политическое лицо Александра Лукашенко высвечено настолько давно и настолько хорошо, что ничего нового там не найдешь — сколько ни пытайся. Вместо этого нынешний «луч прожектора» высветил такие подзабытые нами качества Батьки, как его умение нащупать самое уязвимое место противника и нанести туда асимметричный, но очень болезненный удар.
Краткая история вопроса. Маленькая и гордая страна Литва в последние годы почему-то вдруг решила, что она является политической сверхдержавой, обязанной всячески способствовать смене власти у таких своих «отсталых соседей», как Россия и Белоруссия. Проведение многочисленных эмигрантских «Форумов свободной России» и предоставление Светлане Тихановской площадки для ее деятельности в качестве «законно избранного президента Белоруссии» — это лишь самые яркие из милых политических шалостей Вильнюса.
Москва — видимо, за неимением других альтернатив — эти шалости в основном игнорировала. А вот горячий парень Александр Григорьевич Лукашенко решил проявить творческий подход. Страну, которая де-факто является моноэтнической (86,4% ее населения, согласно официальной статистике, составляют литовцы), вдруг через белорусскую границу начали захлестывать толпы нелегальных мигрантов из Африки и с Ближнего Востока. А Лукашенко на все вопросы и претензии отвечал и отвечает в стиле: ничего не знаю, вы же сами их к себе приглашали! И вот случилось то, к чему давно подталкивала неумолимая логика развития событий: жертвой «горячего до смертоносности литовского гостеприимства» стал гражданин Ирака, которого застрелили во время его «прогулки» через приграничную полосу.
Это трагическое событие стало поводом для новой мощной информационной войны. Белорусское государственное информационное агентство «Белта»: «О шокирующем убийстве иракца, который возвращался из Литвы, немедленно доложено президенту Беларуси... Реакция последовала незамедлительно. Следственному комитету под контролем прокуратуры поручено немедленно приступить к расследованию. Опросить в том числе местных жителей (именно они сообщили об избитом человеке, который умер на руках у пограничников)... Расследование ситуации в целом находится под контролем у главы государства».
Тезис про «иракца, который возвращался из Литвы» звучит, согласитесь, несколько двусмысленно. Но все остальное — очень трогательно. Мы с вами всегда подозревали, что для Лукашенко права человека — это все. А сейчас мы в этом окончательно убедились.
Весьма любопытной оказалась и реакция на инцидент высших лидеров в Вильнюсе. Цитирую литовский информационный портал Delfi: «Премьер-министр Литвы Ингрида Шимоните заявила: «Мне ничего не известно о каких-либо эксцессах, которые произошли на границе Литвы и Беларуси. За то, что происходит в Беларуси, отвечают власти Беларуси». Она добавила, что ранее «минский режим распространял разные лживые истории, чтобы скомпрометировать должностных лиц Литвы». Не могу не процитировать и министра внутренних дел Литвы Агне Билолайте: «Это чепуха, сказки братьев Гримм!»
Суровые женщины управляют сейчас литовским государством, ничего не скажешь. Прямо о том, что никакого мертвого иракца не было, они не говорят. На это делаются лишь намеки, от которых потом очень легко отказаться. И никаких ритуальных слов сожаления, никаких соболезнований, никаких обещаний провести расследование. Одна только голая констатация: мол, даже если мертвый иракец и был, это проблема исключительно Белоруссии. Однако еще больше, чем реакция литовского начальства, меня поразила реакция старательно читаемого мной ежедневно «рупора прогрессивного человечества» в виде британской газеты «Гардиан». Реакция, которая свелась к отсутствию всякой реакции.
Недавний эпизод с бегуньей Кристиной Тимановской «Гардиан» подала как главную новость дня. А вот про эту новость — полный молчок. Упрекнуть безукоризненно политкорректных журналистов данного СМИ в предвзятом отношении к гражданам стран третьего мира я не рискну. Значит, здесь все дело в их нежелании подыгрывать такому «плохому парню», как Александр Лукашенко. Короче, все старо как мир: есть «свои» — хорошие парни, которые по определению не могут сотворить ничего плохого, — и «чужие» — плохие парни, чьи аргументы и утверждения заведомо являются информационным мусором.
Все понятно и логично, а еще очень грустно — особенно для тех граждан стран Африки и Ближнего Востока, которые и дальше будут пытаться пробраться в гостеприимную Литву через еще более гостеприимную Белоруссию. В чем мораль? Наверное, в том, что именно так делается большая политика. Горе тем, кто не сумел вовремя отскочить с ее пути, и предупреждение всем остальным.