Анонс «Пушкинской карты» стал чуть ли не главной домашней заготовкой «Прямой линии», которую Владимир Путин провел 30 июня. Президент не скрывал, что этим выстрелом власти хотят убить двух зайцев — с одной стороны, поддержать культуру, которая в отличие от общепита и туризма не имеет шансов самостоятельно восстановиться после локдауна, а с другой — приобщить молодежь к «нашему культурному наследию». Сами молодые люди не хотят или не имеют возможности тратить деньги на посещение театров или музеев, но теперь у них появится возможность «сделать это за счет государства»: по словам Путина, карту смогут оформить все россияне в возрасте от 14 до 22 лет, в 2021 году на нее положат 3 тыс. руб. «Если будет желание, можно будет даже в Большой театр сходить», — пообещал ВВП.
Идея «Пушкинской карты» настолько понравилась президенту, что спустя неделю после «Прямой линии» он попытался ускорить ее запуск, чтобы приобщение к культурному наследию началось уже во время летних каникул. Но ему пояснили, что это невозможно. «Сами театры и музеи должны подготовиться, чтобы использовать карту. Но на следующие каникулы мы сможем пообещать, что такая программа будет доступна», — заявил Михаил Мишустин. В понедельник на совещании с вице-премьерами глава кабмина заявил, что программа заработает с 1 сентября — на первый этап из бюджета выделяется почти 4 млрд руб. Заявку на оформление надо будет подавать через личный кабинет на портале Госуслуг, действовать карта будет на всей территории страны. «Уверен, что эта мера социальной поддержки не только позволит миллионам молодых людей приобщиться к культурным ценностям, но и придаст новый импульс всей отрасли», — подчеркнул премьер.
По его словам, на первом этапе в программу войдут более 800 государственных и частных учреждений культуры, но их количество будет расти из месяца в месяц. (Всего в стране более 3 тыс. музеев, 700 театров и около 400 концертных организаций. И это только государственного подчинения.) Однако для того, чтобы претендовать на работу с держателями «Пушкинской карты», одного желания недостаточно. Учреждения культуры должны, во-первых, иметь достойный подрастающего поколения контент, а во-вторых, быть технически продвинутыми — продавать билеты онлайн или через терминал и иметь сканер для считывания QR-кода, которым будут маркироваться бумажные билеты (кстати, под «Пушкинскую карту» для них придется разработать специальный дизайн). Понятно, что музейчикам, в которых заведующая одновременно работает экскурсоводом и бухгалтером, такое «роскошество» даже и не снилось.
На сайте оператора программы pro.culture.ru указаны критерии отбора учреждений культуры, претендующих на работу с молодежью в рамках «Пушкинской карты». Во главу угла, как и следовало ожидать, поставлена задача «воспитания подрастающего поколения в соответствии с российскими традиционными духовно-нравственными ценностями». Чтобы ей соответствовать, театрам необходимо иметь в репертуаре народные произведения, а также произведения русской и зарубежной классики. Отдельно оговаривается, что репертуар должен способствовать формированию «гармонично развитой, социально ответственной и патриотичной личности», в том числе иметь «антисуицидальную, антинаркотическую и антиэкстремистскую направленность». Что касается музеев и выставочных залов, то от них требуется «наличие коллекций предметов материального мира независимо от времени их создания, имеющих национальное, общероссийское и мировое историческое, художественное, научное и культурное значение». Определять достойных будут экспертные советы при администрациях регионов. В их состав наряду с чиновниками должны войти «выдающиеся деятели культуры и искусства». В 2021 году экспертам предписано собираться еженедельно, с 2022 года — ежемесячно.
Очевидно, что жесткие требования изначально сужают число потенциальных участников проекта. На первом этапе присоединиться к нему имеют шансы только флагманские учреждения культуры, расположенные преимущественно в административных центрах. Михаил Мишустин заявил, что потенциальными держателями «Пушкинской карты» являются 13 млн человек в возрасте от 14 до 22 лет. Однако выделенных правительством 4 млрд хватит на оформление только 1,3 млн карт. Эксперты считают, что этого вполне достаточно: привычка ходить по музеям у российской молодежи не сформирована, а потратить деньги на что-то другое или обналичить технически невозможно. Стоит также отметить, что для знаменитых музеев и театров 3 тыс. — это довольно скромная сумма. Средняя стоимость билета в Большой театр или в Мариинку — 5 тыс. руб. Дешевле надо постараться найти или выбирать не слишком популярный спектакль. Посещение Оружейной палаты стоит 500 руб., с экскурсией — 900 руб. В Эрмитаж школьники и студенты могут попасть за 300 руб., но только на определенные сеансы в рамках квот. (Сейчас, например, льготные билеты доступны только с 14 августа.) Участие в сборной экскурсии по выставке в ГМИИ им. Пушкина обойдется в 700 руб., в Историческом музее — от 500 до 600 руб. Предполагается, что при отсутствии необходимой суммы на «Пушкинской карте» за билет можно будет доплатить из своего кармана. Кроме того, со следующего года номинал карты планируют увеличить до 5 тыс. руб.