Особая атмосфера
– А вы первый раз к десантникам в гости? – бодро шагая с моим чемоданом в руке по направлению к машине, интересуется кареглазый рядовой Никита. – Ну, тогда вам точно понравится. ВДВ – это особая атмосфера...
От Московского вокзала в Туле до полка минут 20 езды. В городе оружейников я не была всего каких-то пару лет, а он уже разительно изменился, прирос новостройками, оборудованными на современный лад парковыми зонами, а главное – хорошими дорогами.
Асфальтовое покрытие для Тулы в 2010 году вообще было больным вопросом. Помню, как в центре города на легковой «пузотерке» мне приходилось практиковать навыки езды по бездорожью. Вместо асфальта посреди одной из главных улиц зияла огромная дыра. К счастью, как говаривал древнегреческий философ Гераклит, «все течет, все меняется». И с каждым последующим визитом перемены в лучшую сторону все более заметны.
– Надеюсь, вы высоты не очень боитесь, для вас тоже кое-что интересное подготовили, – прервал мои размышления Никита. Улыбка все так же сияла на его лице. Юноше явно очень хотелось поделиться, что же это «кое-что», но желание протянуть интригу подольше явно превалировало.
Старушка Nexia со скрипом «пришвартовалась» у военного городка.
– Пойдемте для начала переоденетесь в форму, а потом уже начнем, – командует мой провожатый.
Выданный маскхалат «Березка» был явно не по размеру, но хорошо утянутые ремни на разгрузке, надетой поверх него, придали человеческое очертание моему образу. Берцы я предусмотрительно привезла с собой. Теперь уже сохранять серьезное выражение лица стало и для меня невыполнимой задачей. В таком виде и в приподнятом настроении мы отправились к месту проведения занятий по укладке парашютов. Это тот жизненно важный навык, который должен освоить каждый новобранец-десантник. Без него, как и еще без ряда других, о которых я расскажу чуть позже, о первом прыжке даже не стоит задумываться. Если не научился «азам» на земле, в небе тебе делать нечего.
Д-10
На длинных тканевых полотнах на полу в помещениях ангара и на асфальте перед входом разложены военные парашюты Д-10. На них и оттачивали свои теоретически познания военнослужащие. На них в скором времени и совершат свой первый прыжок.
Справка «МК»
Д-10 – десантный парашют. Разработан НИИ парашютостроения и принят на вооружение ВДВ в конце 90-х годов. Предназначен для боевых и учебных прыжков парашютистов-десантников всех специальностей, с полным табельным вооружением и снаряжением, на скоростях выброски от 140 до 400 км/ч, со стабилизацией до 3 секунд и более, в диапазоне высот от 200 до 4000 метров.
Заместитель командира парашютно-десантного батальона по воздушно-десантной подготовке гвардии майор Игорь Лобанов пояснил, что занятия по укладке десантных парашютов проходят в составе рот вновь прибывшего пополнения. Отработка навыков идет по два человека: первый номер осуществляет укладку, второй ему помогает. Потом они меняются между собой.
Длина основных строп – семь метров, а площадь купола – 100 квадратных метров. В одиночку с таким хозяйством управиться невозможно. Все действия происходят поэтапно. После каждого этапа офицеры проверяют, все ли сделано правильно.
В реальной жизни тоже так, уточнил майор, даже среди опытных десантников. Проверка обязательна для каждого, вопрос безопасности превыше всего.
К моменту моего прихода первый этап укладки уже был завершен. Офицерам как раз предстояло убедиться – все ли выполнено как надо, и в случае необходимости исправить ошибки.
– На первоначальном этапе надо убедиться в исправности всех частей парашюта и распутать стропы, – пояснил гвардии майор.
Заместитель командира наглядно показал мне части парашюта и рассказал, для чего какие предназначены. Надо отметить, что их количество впечатляло. А ведь ребятам надо запомнить и освоить всю последовательность действий всего за несколько занятий.
– За какое время десантник должен уложить парашют?
– Норматив по укладке парашюта парой военнослужащих на оценку «отлично» – 45 минут.
Далее Игорь рассказал про стабилизирующий парашют, предназначенный для придания десантнику ровного положения. «Чтобы не лететь лицом вниз», – пояснил майор. Показал подвесную систему со звеном ручного раскрытия, при помощи которого десантник открывает парашют.
– А если новобранец по какой-то причине не выдернет звено ручного раскрытия?
– Значит, сработает парашютно-страхующий прибор, парашют в любом случае раскроется, – успокоил офицер.
Один день – как неделя
Рядовой Вадим Шурпицкий призвался на службу в Воздушно-десантные войска в начале июля. Сам парень родом из культурной столицы и до призыва в ряды Вооруженных сил от военного дела был очень далек. Новоиспеченный десантник – представитель творческой профессии, на «гражданке» работал тату-мастером.
– Хотел пойти в армию? – интересуюсь у юноши.
– Если честно, то нет. Осознание того, что мужчина должен пройти этот путь, пришло уже здесь.
– Призвались совсем недавно – и уже успели это понять?
– Да, через пару дней. Здесь один день – как неделя.
– При распределении на призывном пункте куда хотели попасть служить?
– Сначала в ВДВ, потом решил, что хочу водителем в ракетную дивизию РВСН. Но в итоге я попал сюда.
– Расстроились?
– Не, – с детской непосредственностью мотает головой Вадим. – ВДВ – это же круто!
– Родные как отнеслись? Все-таки служба в Воздушно-десантных войсках – не санаторий...
– Мама переживает. Я ей по телефону рассказываю, что вот мы учимся парашюты укладывать, она сразу начинает кучу вопросов задавать, советы какие-то дает. Понимаю, что это от волнения за меня происходит. Приходится успокаивать, что все будет хорошо. И что я буду стараться все делать правильно.
Тем более мне есть на кого равняться: у меня старший брат тоже проходил «срочку» в ВДВ. У него 14 прыжков за всю службу. Чем я хуже? Друзья, кстати, все поддержали, даже завидуют немного. Кто-то из них только мечтает с парашютом прыгнуть, а у меня такая возможность есть. Вообще в моем окружении на гражданке больше половины все же пытаются «откосить» от армии. Не потому что плохие ребята или трусы – просто неизвестность, наверное, пугает. Я ведь тоже опасался сначала.
– Какие у вас эмоции перед первым прыжком?
– Вот не поверите, но чем ближе к этому событию, тем меньше страха. Уложил парашют сам безошибочно – сразу спокойнее на душе, более понятно все. Чем больше узнаешь, тем больше появляется интерес, а волнение уходит.
– С какими мыслями ложитесь спать?
– Мыслей много. О доме, о сегодняшнем дне, о завтрашнем... К счастью, распорядок дня у нас насыщенный. А когда занят, то и скучать особо некогда.
– Вы уже чувствуете себя настоящим защитником Родины?
– Конечно. Уверен, и остальные ребята тоже.
Легко сказать: «прыгайте»
Пока молодое пополнение постигало основы основ, их более опытные товарищи, военнослужащие контрактной службы, оттачивали свои предпрыжковые навыки на специальных тренажерах. Вообще из личных наблюдений в который раз, глядя на различные армейские приспособления, убеждаюсь, как все просто и логично придумано.
Тренажер «Стапель подвесных систем». Специальные приспособления, имитирующие положение десантника в воздухе с момента отделения от самолета. Если поднять ноги, то получится по-настоящему оторваться от земли. Служит он для отработки выдергивания звена ручного раскрытия, навыков действий при схождении парашютистов в воздухе и подготовки к приземлению в любых условиях. Плюс еще ряда навыков – очень важных для жизни. Хотя внешне вся эта конструкция по виду напоминает карусель в парке аттракционов, где сиденья на цепочках по кругу летают.
Офицер показал и другие тренажеры: «Парашютные трамплины», «Тренировка в гашении купола», «Дорожка с препятствиями».
– Военнослужащие занимаются по часу на каждом учебном месте. Здесь их шесть, – пояснил гвардии майор.
– Когда надо «гасить» купол? – интересуюсь у десантника.
– Это необходимо делать в том случае, если парашют после посадки наполнился ветром и пытается утащить вас в неведомые дали.
– А это физически тяжело?
– Попробуйте, – любезно предлагает офицер.
Для того чтобы я могла максимально прочувствовать тяготы «гашения» купола, ко всему уже надетому на меня обмундированию добавилась имитированная парашютная система. Дальше надо было расположиться на специально установленном деревянном палете на левом боку и обеими руками схватить трос от тренажера, по весу схожего с парашютом. А потом подтягивать его к себе.
– В реальности он еще тяжелее, – приободрил меня майор, пока я пыталась улечься на палет.
«Да куда еще-то? Тут пока подготовишься, уже устанешь», – почти вырвалось вслух.
Пожалуй, не буду в красках описывать весь процесс тренировки, скажу лишь одно: это действительно тяжело. Не просто так в ВДВ служат физически крепкие парни.
Дальше был высотный тренажер парашютистов: «Самолет Ан-2». Ан-2 – это всем известный «кукурузник», проверенный временем, надежный винтовой самолетик. На нем десантники отрабатывают правильность выполнения прыжка и безопасное приземление. Оказывается, ноги при приземлении не должны быть расставлены, если, конечно, в твои планы не входит провести несколько недель в гипсе. Свой первый в жизни прыжок военнослужащие совершают как раз с борта «Аннушки».
Справка «МК»
Ан-2 – советский легкий многоцелевой самолет. Представляет собой поршневой однодвигательный биплан с расчалочным крылом. Оборудован двигателем АШ-62ИР конструкции А. Д. Швецова.
Следующая непонятная конструкция оказалась тоже учебным местом, а именно высотным тренажером парашютистов «Самолет Ил-76». И если Ан-2 был и внешне самолетом, то в случае с этим тренажером о его предназначении можно понять, лишь прочитав табличку или поинтересовавшись у десантников. Конструкция скорее сродни американским горкам, но уж точно не походит на «улыбчивого Илюшу» – тяжелый турбореактивный транспортный самолет.
Майор объяснил, что подвесная система фиксируется нижней частью к десантнику, а верхней – к рельсам. Боец отделяется от самолета и быстро съезжает вниз. В процессе занятия он также нарабатывает навык как выхода из десантного люка, так и приземления.
– Вы высоты боитесь? – вопрос майора сразу напомнил про озвученное еще в самом начале обещание «кое-чего интересного».
Говоря откровенно, высоты я не просто боюсь, а боюсь почти панически. Но интерес был сильнее страха. А натянутая внизу сетка добавляла немного решимости.
Система надежно закреплена и поставлена на рельсы. Загоняю страх куда-то внутрь и подхожу к краю. Внизу несколько метров пустоты.
– Оттолкнитесь и прыгайте, – командует майор.
– Ага, прыгайте, – чуть слышно бормочу в ответ. – Легко сказать: «прыгайте»...
На всякий случай, еще раз убеждаюсь, что сетка внизу никуда не исчезла, и зажмуриваю глаза. Секунда, рывок – и вот я уже по рельсам съезжаю вниз. И не страшно оказывается, а даже наоборот.
– Может, еще прыгнем откуда-нибудь? – высвободившись из подвесной системы, в надежде спрашиваю у офицера.
– Да хватит, пожалуй, – пойдемте лучше обедать...
***
«Вам точно понравится», – вспомнились мне на обратном пути слова встречавшего меня на вокзале Никиты. Вот ведь как прав оказался боец: ВДВ – это особая атмосфера!
Москва – Тула – Москва.