Несмотря на выходной и раннее время, на полигоне подмосковного учебного центра инженерных войск Вооруженных сил России уже вовсю кипела жизнь. Побороться за звание лучшего из лучших на Всеармейский конкурс расчетов минно-разыскных собак прибыли участники девяти команд. Они представляют инженерные части центрального подчинения, всех военных округов и Северного флота. Называется конкурс «Найти и обезвредить».
В ожидании церемонии открытия расчеты кинологов с питомцами разместились в тени. На солнцепеке трудно долго выдержать и человеку, и собаке.
Знакомлюсь с участниками.
Гвардии младший сержант Илья Новожилов, вожатый служебных собак минно-разыскной службы, приехал на конкурс с немецкой овчаркой по кличке Беретта. Сапер рассказал, что шесть лет назад их совместная служба начиналась именно здесь, в 66-м учебном центре. Вместе постигали азы профессии, вместе тренировались, вместе уехали в Муром служить. Так и идут уже целых шесть лет рядом. Доверие проверено не только годами, но и трудностями службы.
Военный рассказал, что сначала собаки проходят общий курс дрессировки, чтобы научиться базовым командам. Дальше начинается спецкурс. Четвероногих саперов обучают сперва искать лакомство по запаху, а потом примешивают «ароматы» взрывчатых веществ. «Вкусняшки» со временем постепенно убирают в процессе тренировки.
«Собаки все чувствуют и понимают»
— Много времени уходит, пока собака из новичка превратится в опытного сапера? — интересуюсь у военнослужащего.
— У всех по-разному. Есть породы, более предрасположенные к поиску взрывчатых веществ. Такие, как немецкая, восточноевропейская или бельгийская овчарки. Лабрадоры тоже хорошо работают. У собак, как и у людей, разный психотип. Кто-то активнее обучается и работает, кто-то более медлительный.
— Мне сказали, что вам с Береттой приходилось разминировать в «горячих точках». Какая особенность работы в боевых условиях?
— Да, мы в 2016-2017 годах были в командировке в Алеппо в Сирии. В работе, как и на тренировке, собаку надо поощрять за хороший результат. Нашла что-то — получила еду. Через некоторое время она настолько вникла в работу, что уже сама, без дополнительных команд, проявляла активность по поиску. Обнаружит что-то — тут же обозначает. Если взрывчатка высоко, то садится, если в земле — ложится. Лаять и копать собак сразу отучают, это может быть небезопасно.
Потом была командировка на второе разминирование Пальмиры и Дейр-эз-Зора. А совсем недавно летали с Берой в Нагорный Карабах, на разминирование. Это была самая тяжелая командировка. Из-за перепадов давления в горной местности животные чувствовали себя хуже привычного, пришлось долго привыкать.
— Страшно было?
— Конечно. Перед первой командировкой я с Берой в вольере пробыл часов шесть. Просто разговаривал, объяснял, куда летим и зачем.
— А что вы ей говорили?
— «Давай не подведем друг друга» говорил. Все то же самое, как если бы с человеком общался. Собаки же чувствуют вожатого и все понимают. Знаю, она точно поняла. И не подвела.
— Бывали случаи, что собака ошибалась?
— Бывали. К счастью, эти ошибки были в хорошую сторону. Бера показывала, что на участке что-то есть, а на самом деле там оказывалась какая-нибудь железка с запахом взрывчатки. Но это даже не плохо. Пусть будет «ложняк», зато его лишний раз проверят.
Мой собеседник рассказал, что в боевых условиях сначала участок разминирования обследуется при помощи бесконтактного миноискателя, который на определенном расстоянии определяет наличие взрывоопасного вещества. Вторым номером идет минно-разыскной расчет — вожатый и собака. И лишь после них начинают работать саперы.
— Для хвостатых саперов придумали какой-то защитный костюм? Работа у них все-таки крайне опасная.
— Разработки есть, но пока они проходят тестирование. Пока собаки работают без защиты.
Илья поделился, что любовь к собакам —это у него семейное. В детстве всегда дома были домашние любимцы. Супруга тоже работает кинологом, правда, в системе МВД.
Наш разговоров прервала команда — расчетам готовиться к началу конкурса.
Мистика, Ядвига и Клеопатра
«Начинаем церемонию открытия Всеармейского конкурса «Найти и обезвредить», — объявил диктор под звуки оркестровых фанфар. Начальник 66-го учебного центра инженерных войск Вооружённых сил России полковник Василий Кондратюк напутствовал участников соревнований: «Хочу пожелать всем красивой и честной борьбы, и пусть победит достойный».
Каждая команда состоит из старшего и трех расчетов. Диктор пофамильно, с указанием званий, называл военнослужащих и клички их питомцев:
— Гвардии сержант Лапшов со служебной собакой Мистика, гвардии сержант Андреев со служебной собакой Кристина, рядовой Еремеев с собакой Елислав...
Овация, Ядвига, Олаф... Клички животных были настолько необычны и милы, что придавали своим и без того очаровательным обладателям дополнительный особый шарм. В конкурсе участвовала даже служебная собака по кличке Клеопатра.
Первый день соревнований военнослужащим с питомцами предстояло продемонстрировать семь приемов общего курса дрессировки минно-разыскных собак, а также в ходе эстафеты преодолеть полосу с установленными на ней стандартными учебными препятствиями (восемь различных элементов).
Минутная готовность, и вот уже представители двух первых команд появляются на полосе. Препятствия даже со стороны не кажутся пустяковыми. Хвостатым саперам надо перепрыгнуть через барьер, проскочить внутри подвешенной шины, проползти под препятствием, а потом вновь барьеры, но уже гораздо выше прежних.
Заключительное испытание — подъем и спуск по крутой лестнице. Наконец-то заветный красный флажок, и, казалось бы, можно выдохнуть. Но не тут-то было. Ведь надо скорее бежать обратно, чтобы передать эстафету другому расчету.
Подбадривающие крики болельщиков, переживания участников... И без того горячий воздух от эмоций накаляется еще больше. Некоторые собаки от волнения и жары даже немного путались с заданиями. Но пробежали все, на мой, стороннего наблюдателя, взгляд, хорошо.
Первый день соревнований завершен, лучшие результаты озвучены. Собакам наконец-то можно передохнуть в тени и получить долгожданную вкусняшку от хозяина. На удивление, нашлись даже такие, кому и усталость нипочем. Немного переведя дух, хвостатые с удовольствием продолжили носиться за мячиком, приводя в восторг детвору, которой среди зрителей было немало.
Пусть победит достойный
В довершение первого дня испытаний старший преподаватель цикла подготовки специалистов минно-разыскной службы подполковник Дмитрий Чуриков рассказал журналистам про сам конкурс.
Оказывается, конкурс «Найти и обезвредить» проводится в этом году впервые. Он продлится пять дней. Собаки будут испытаны по всем основным направлениям своей деятельности.
— Первый день — этап эстафета, который вы сегодня видели, — рассказал офицер. — Он подразумевает проверку у собаки навыков преодоления различных препятствий, с которыми она может столкнуться в процессе выполнения служебных обязанностей. Заодно проверяется физическая выносливость животного и командный дух вожатого и собаки.
На следующих этапах расчеты продемонстрируют навыки дрессировки по общему курсу. Это выполнение различных команд: «сидеть», «лежать», «апорт»... И специальные навыки. Такие, как поиск взрывчатых веществ в различных условиях — на минном поле, в отдельно стоящем здании или сооружении, а также проверка качества обозначения собакой запаха вещества.
Два заключительных дня — отборочный этап триатлона. Это симбиоз полосы препятствий, общего и специального курсов подготовки с элементами бега, плавания, переправы через водную преграду, преодоления участка минного поля. Кроме того, у вожатых будет стрельба из мелкокалиберной винтовки. По итогу всех испытаний и будет определен лучший расчет.
Победителям, конечно, честь и хвала. Но, согласитесь, похвалы и признания заслуживают все военные кинологи-саперы и их питомцы, которые несут такую опасную и нужную службу.