«В немецком языке едва ли найдутся слова, чтобы обозначить разрушения, которые вызвала здесь природная катастрофа», – не скрывала потрясения увиденным Ангела Меркель, побывавшая в воскресенье в подвергшемся стихийному бедствию городке Аденау в районе Арвайлер. А сопровождавшая федерального канцлера премьер-министр земли Рейнланд-Пфальц Малу Драйер заявила, что пройдет много времени, прежде чем жители пострадавших местностей смогут сказать, что они снова узнают свои родные края.
Пока главной задачей власти называют поиск людей, десятки которых считаются без вести пропавшими, притом что количество погибших в Германии и соседних странах приблизилось к 190. Но скоро придет время и для материальной поддержки тех, кто выжил, но остался без крова и имущества.
«Многие люди потеряли все, что они строили в течение всей жизни, — имущество, свой дом, крышу над головой, — говорил федеральный президент Германии Франк-Вальтер Штайнмайер, посетивший город Эрфтштадт. – Только через несколько недель можно будет выяснить, какой ущерб необходимо возместить. У многих людей здесь не осталось ничего, кроме надежды, и мы не должны их разочаровывать».
В среду немецкое правительство собирается представить программу экстренной помощи пострадавшим от наводнения и огласит среднесрочные задачи для восстановления там инфраструктуры.
Ранее министр финансов ФРГ Олаф Шольц объявил о предоставлении пострадавшим чрезвычайной финансовой помощи от федерального правительства в размере более чем 300 млн евро. Первые дотации людям поступят уже в июле, сообщает Deutsche Welle. Власти собираются также предоставить жертвам стихии налоговые льготы.
По прикидкам немецких властей, на восстановление затронутых наводнением регионов потребуется долгое время. Однако, заверяет глава минфина, уже до конца года «все должно быть готово».
Разрушительные наводнения в Западной Германии могут стать одним из самых дорогостоящих стихийных бедствий в стране в современный период, отмечает Reuters.
До последнего времени самым дорогим стихийных бедствием в Германии за последние два десятилетия считались августовские наводнения 2002 года, в том числе на реке Одере – страховые убытки составили 4,5 млрд евро. Далее в этом рейтинге числится ураган «Кирилл» в январе 2007 года (3,4 млрд евро) – в результате разгула стихии в ФРГ погибли около 10 человек и впервые за всю историю были остановлены все железные дороги страны. Замыкает топ-тройку серия ливневых дождей, нанесшая большой ущерб как в Северной, так и в Южной Германии в июле 2013 года (3,1 млрд евро).
Немецкая ассоциация страховых компаний GDV собирается дать первую оценку ущерба в ближайшие дни. Но уже сейчас можно предположить, что он может быть значительно выше, чем страховые убытки, поскольку лишь около 45% зданий были застрахованы от наводнений и проливных дождей. Высказываются оценки, согласно которым застрахованные убытки могут составить около 15 миллиардов долларов.
Как бы то ни было, страховая индустрия ожидает огромных расходов в результате катастрофического наводнения. Понятна озабоченность страховых фирм, которым придется раскошелиться. Но и пострадавшие граждане, купившие страховку, тоже встревожены. По идее, они должны получить возмещение за понесенные убытки. Однако между ними уже гуляют слухи, что страховщики хотят заявить о форс-мажорных обстоятельствах и избежать таким образом выплат. Так что битва за страховые выплаты грозит превратиться в долгоиграющий процесс.
Вызывает у некоторых людей вопрос и восстановление разрушенных городков: имеет ли смысл отстраивать дома, стоящие на берегу рек, которые потенциально несут угрозу нового потопа?
Помимо экономических последствий – а это тоже палка о двух концах, ведь на фоне огромного ущерба будут проводиться восстановительные работы, которые могут положительно повлиять в будущем на ВВП – у стихийного бедствия в Германии могут быть и политические последствия.
Не случайно Ангела Меркель, вернувшаяся из США и посетившая пострадавшие районы, заговорила не только об экстренной помощи местным жителям, но и о необходимости такой политики, которая больше чем прежде учитывала бы природу и климат. Ведь большинство экспертов причиной наводнения называют как раз глобальное потепление. А если учесть, что совсем скоро в Германии пройдут парламентские выборы, фаворитами которых многие наблюдатели называли партию «Зеленых», то понятно, что политические силы будут так или иначе стараться перехватить у них экологическую и климатическую повестку.
Есть и чисто имиджевый момент, о котором даже перед лицом природной катастрофы не забывают немецкие политики. В свое время отстававший, по опросам перед выборами, Герхард Шредер, как только в Германии в 2002 году случилось наводнение, обулся в резиновые сапоги и отправился в пострадавшие районы – и это сработало ему на пользу. Так что и теперь кандидат в канцлеры Германии от ХДС Армин Лашет, являющийся также министром-президентом земли Северный Рейн-Вестфалия, немедленно появился на месте драматических событий.
Если восстановление региона пойдет быстро и без бюрократических проволочек, популярность Лашета может выиграть от наводнения. Но пока ему пришлось столкнуться с критикой в свой адрес. Но тут он сам виноват – во время посещения разрушенного города Эрфтштадт, где разрушенный гравийный карьер поглотил машины, фрагменты дороги и целые здания, Лашет был замечен шутившим со случайными прохожими, пока президент Германии Штайнмайер торжественно обращался к камерам. Социал-демократы тут же назвали поведение правоцентристского политика «недостойным и ужасающим». А Армину Лашету пришлось приносить в своем Твиттере публичные извинения за неуместное поведение.
И заявления о финансовой помощи пострадавшим, которые озвучил кандидат в канцлеры от Социал-демократической партии, он же министр финансов Олаф Шольц, также стоит рассматривать в контексте грядущих выборов.
Ну, и конечно, кандидат от Партии зеленых на пост канцлера ФРГ Анналена Баербок, делающая упор на экологических проблемах, прервала свой отпуск, чтобы посетить пострадавшие районы. Наводнение наводнением, а перед выборами шанс появиться перед потенциальными избирателями упускать нельзя.