Зеленский послал Путину примирительные сигналы

Но Кремль делает вид, что их не замечает

Президент Украины Владимир Зеленский во вторник публично пообещал ответить на статью президента России Владимира Путина. Но ждать от него серьезных исторических исследований не стоит. Во-первых, Зеленский пока не претендует на роль теоретика, он типичный практик, познающий мир методом проб и ошибок. Ну и во-вторых, что важнее, шестой президент Украины старается лишний раз не углублять чувствительные для России темы.

Но Кремль делает вид, что их не замечает
Фото: president.gov.ua

Главная проблема Москвы в Украине – крайне завышенная планка ожиданий. То, что хочет Россия, Зеленский дать просто не может. Сейчас не может: в Донецке любят цитировать местную «Муниципальную газету» от апреля 2014 года – тогда в уже контролируемую отрядами Безлера Горловку как ни в чем не бывало приехала на заранее запланированные концерты «Студия 95 квартал», и комик Владимир Зеленский дал интервью газете донецкой мэрии, пару раз повторив тезис: война невозможна, потому что «русские и украинцы один народ».

Президент Украины образца 2021 года подобное в Киеве без ущерба зданию Офиса президента и обвинений в Верховной раде в «измене Родине» повторить не сможет. Но он все же старается: в последнее время Владимир Зеленский один за другим делает жесты, которые не намекают, а прямо говорят о его готовности договариваться с Россией.

«Департамент войны»

В эту июльскую жару одна из горячих политических тем для аналитиков в Киеве – внезапные кадровые перестановки в прокуратуре. Формально все выглядит так: в конце июня генпрокурор Украины Ирина Венедиктова забрала руководство Департамента по надзору за криминальными производствами в отношении преступлений, совершенных в условиях вооруженного конфликта, у одного своего заместителя и передала другому. Это внезапно вызвало бурю в среде общественных организаций, что отслеживают уголовные дела Майдана и войны на Донбассе. На волну возмущения вынужденно прореагировали в прокуратуре: пытаясь погасить публичный скандал, Венедиктова провела большую встречу с экспертами, юристами и руководителями общественных организаций, забрала руководство этим ключевым департаментом уже себе, но шум не прекратился и дело этим не закончилось.

Бывшего руководителя «Департамента войны» Гюндуза Мамедова по формальным причинам сейчас увольняют из органов прокуратуры, а в Киеве еще и заговорили о возможном возбуждении против него пары уголовных дел. О чем это все?

«Департамент войны» – это подразделение офиса украинского генерального прокурора, которое ведет надзор за расследованием преступлений, совершенных в условиях вооруженного конфликта на Донбассе и в Крыму. Украина давно имеет свои отдельные прокуратуры – для Донецка, Луганска и Крыма.

Самая деятельная и громкая – Крымская. Ее таковой с 2016 года сделал бывший ее руководитель – азербайджанец Гюндуз Мамедов.

Этого человека в украинской прокуратуре было сложно не заметить. Дело в том, что до войны в национальном украинском законодательстве вообще не было методологии расследования преступлений без доступа на территорию. То есть с тех пор, как украинская прокуратура потеряла возможность производить следственные действия в Донецке или Симферополе, никаких уголовных дел по этим территориям быть просто не могло. Мамедов стал как раз идеологом и лоббистом продвижения через Верховную раду изменений в законодательство, которые позволили проводить заочные следственные действия и заочные суды. Президент Украины Виктор Янукович, к примеру, в январе 2019 года именно так был заочно осужден Оболонским районным судом города Киева за «измену Родине» и получил заочный срок в 13 лет, что позволило подать его в международный розыск.

По той же схеме сейчас выдвинуты подозрения высшим чиновникам Крыма, нынешним и бывшим – Сергею Аксенову, Владимиру Константинову и Наталье Поклонской, а также ряду высокопоставленных российских военных.

На этой волне прокурор Мамедов вошел в Международную следственную группу по сбитому в небе Донбасса «Боингу» рейса MH17 и постепенно пришел к руководству ключевого «Департамента войны».

Департамент продвигает рассмотрение дел сразу в трех планировавшихся украинской властью больших процессах «Украина против России»: в Европейском суде по правам человека, Международном трибунале по морскому праву и в Международном уголовном суде. Также департамент подготовил материалы, которые легли в основу обвинения российских граждан в атаке на «Боинг» рейса МН-17 в небе над Донбассом в 2014 г.

Из известных в Москве дел Мамедова стоит упомянуть подозрение такому человеку, как российский журналист Кирилл Вышинский; «Департамент войны» ведет заочное дело и бывшего министра обороны ДНР Игоря Стрелкова.

Короче, Гюндуз Мамедов в Киеве – важный символ противостояния с Россией, взлетевший к тому же во времена предшественника Зеленского, пятого президента Петра Порошенко. 

Его увольнение и уголовное преследование – еще один сигнал к нормализации отношений с Россией от Офиса президента Украины. Самый мощный с точки зрения Киева.

Почему? Ну, просто потому, что все остальные сигналы уже были.

Диверсанты, национальные сообщества и язык

Владимир Зеленский шлет сигналы в Москву уже скоро год как. Во-первых, спецоперация по похищению из ДНР потенциального свидетеля по делу сбитого «Боинга» Владимира Цемаха была последним громким делом в исполнении СБУ: ее специальная группа, которая занималась силовыми акциями в тылах самопровозглашенных республик Донбасса, при новом руководстве украинской спецслужбы была распущена. Цемаха выкрали в июне 2019-го, а в сентябре Владимир Зеленский вернул его в Москву, не глядя на недовольство Нидерландов и собственных военных разведчиков.

Год назад, в июле 2020 года, во дворе одной из многоэтажек Харьковского микрорайона города Киева произошла перестрелка, попавшая на камеры слежения. Группа офицеров СБУ бежала за выезжавшей из двора машиной и стреляла из пистолетов, в автомобиль попало 9 пуль, но ему удалось скрыться. Водитель уцелел из-за дополнительной защиты кузова кевларом, и никакого процессуального продолжения инцидент не имел. За рулем был диверсант Главного управления разведки Минобороны Украины с позывным «Швед». На судах в ДНР по поводу убийств Арсена Павлова (Моторолы), Михаила Толстых (Гиви) и Александра Захарченко этот позывной, кстати, звучал. Вся группа Шведа год назад была рассекречена СБУ в ходе операции, добро на которую дал Офис президента.

Покушений на руководителей ДНР и ЛНР при Владимире Зеленском больше нет. В администрации украинского президента считают, что так шансов на компромиссные договоренности с Россией будет больше.

Что еще? Из свежего – после критики на последней Прямой линии Владимиром Путиным закона «о коренных народах Украины», в число которых не попал русский, Владимир Зеленский 13 июля заявил, что в скором времени украинская Верховная рада примет новый закон «О национальных сообществах Украины». Взамен действующего «О национальных меньшинствах». Кому-то остроумному в Офисе президента показалось, что слово «меньшинство» для русского народа действительно обидно.

А еще президентская партия «Слуга народа» именно в эти дни пытается торпедировать законодательство о доминировании украинского языка – оно окончательно вступает в силу с 16 июля 2021 года. Так вот, 15 июля депутаты от «Слуги народа» вносят в Верховную раду законопроект, который должен изменить уже принятое законодательство – позволит не дублировать на украинский сериалы на телевидении, фильмы в кинотеатрах и, например, отменяет штрафы для сферы услуг за неиспользование при обслуживании клиентов украинского языка, убирает экзамены на владение украинским для топ-чиновников…

Россия требует от Украины буквального, неукоснительного выполнения Минских соглашений. Вот этого в полном объеме нынешний президент Украины позволить себе как раз не может. Хотя в минувший вторник на пресс-конференции после встречи с Владимиром Зеленским канцлер ФРГ Ангела Меркель высказалась в пользу имплементации формулы Штайнмайера в украинское законодательство, а украинский лидер сообщил, что его страна уже поддерживает систему кластеров выполнения Минских соглашений от Франции и Германии. Там, в этих кластерах, – сначала выборы на Донбассе, а потом передача границы Украине. До сих пор это было безусловной «красной линией» для украинской власти.

Символом удержания всех этих «красных линий», явным «ястребом» в украинском правительстве до сих пор был глава МВД Арсен Аваков. Именно перу Авакова принадлежит единственный разработанный украинский силовой план возвращения Донбасса – он предлагал «вернуть Горловку», то есть проводить локальные войсковые операции по возвращению отдельных городов, реинтегрировать их и переходить к следующим. Сейчас вот вдруг Авакова демонстративно отправляют в отставку.

Как считают некоторые наблюдатели в Киеве, символический уход в тень Авакова (на МВД все равно ставят близкого ему человека, Дениса Монастырского) может свидетельствовать о подготовке какой-то большой миротворческой инициативы Зеленского по отношению к Донбассу к празднованию 30-й годовщины независимости, которая намечена на 24 августа.

Летом, в низкий политический сезон, в Киеве вдруг перетряхивают правительство. Следующие кандидатуры на отставку – министр обороны Андрей Таран, министр юстиции Денис Малюська и министр культуры Александр Ткаченко.

К чему срочно готовится Владимир Зеленский?

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру