Куба давно славится своей медициной. По слухам, даже граждане США при тяжелых заболеваниях предпочитают отправиться на остров, дабы получить там квалифицированнную — и при этом относительно недорогую — медпомощь. Не удивительно, что и в разгар пандемии коронавируса именно Куба среди не самых развитых стран заняла одно из первых мест по разработке антивирусной вакцины.
Сейчас в Центре генной инженерии и биотехнологии Кубы (CIGB) разработали по меньшей мере пять вакцин, две из которых прошли клинические испытания и показали высокую эффективность. Первой из них стала Abdala — она же стала первой и в целом во всей Латинской Америке. Кубинские власти утверждают, что на третьей стадии клинических испытаний препарат продемонстрировал эффективность в 92,28%, и этого не отрицают даже западные эксперты, которые, казалось бы, должны быть ангажированы политически или коммерчески.
Проблем с применением «Абдалы» (вакцина названа в честь героя патриотической драмы, сочиненной национальным героем Хосе Марти), однако, возникает немало. Например, известно, что кубинские вакцины требуют введения трех доз препарата, поэтому для вакцинации населения страны численностью около 11 миллионов человек требуется более 30 миллионов шприцев. А дефицит шприцев на Кубе, естественно, замедляет темпы вакцинации.
Сама Куба находится под жесткими американскими санкциями, что мешает ей свободно продавать медикаменты: европейские страны просто боятся конфликта с Вашингтоном. Хотя заинтересованность в "Абдале" проявили уже несколько стран, включая Венесуэлу и Иран (также находящиеся под санкциями США). Среди других стран, которые готовы производить у себя разработанную кубинцами вакцину, называют Аргентину и Вьетнам. А Ямайка и Мексика готовы закупать это средство от коронавируса.
Проблема для кубинского правительства заключается и в том, что у него самого в условиях жестких американских ограничений не хватает достаточных мощностей, чтобы произвести необходимое хотя бы для вакцинации своего населения количество препарата. С этим во многом и связаны вспыхнувшие в минувший уик-энд протесты.
В ряде зарубежных СМИ подчеркивается, что протестные акции разгорелись всего через несколько дней после того, как кубинское правительство объявило, что отечественная вакцина под названием Soberana (то есть «Суверенная») по итогам клинических испытаний на поздней стадии примерно на 91% эффективна против коронавируса у пациентов с симптомами.
Более того, некоторые политологи, в том числе на федеральных российских каналах, связывают рост антиправительственной кампании, разгоревшейся в минувший уикенд на Кубе, исключительно с пандемией коронавируса и «гонкой вакцин». По их мнению, Соединенные Штаты, явно отстающие в разработке собственных препаратов, сейчас пытаются банально избавиться от потенциальных конкурентов, разжигая протестные настроения среди кубинцев.
Впрочем, как отметил в разговоре с "МК" директор Института политических исследований Сергей Марков, такой мотив со стороны действующей американской администрации крайне маловероятен.
«США еще при Хрущеве заключили договор с СССР о том, что не станут предпринимать попыток свержения политического режима на Кубе и не будут пытаться разместить там свой ядерный потенциал, — напоминает эксперт. — Это политика десятилетий. Во-вторых, сама Куба лишь недавно стала на курс перехода к сочетанию капитализма и социализма по примеру Вьетнама или Китая (имеются в виду поправки в кубинскую конституцию 2019 года, расширившие многие свободы. — «МК»). На Кубе до сих пор крайне востребованы американские и другие зарубежные инвестиции».
Как подчеркивает аналитик, у США действительно есть серьезное желание продвигать свои собственные вакцины на мировых рынках, но борьба в этом плане идет на уровне медицинских корпораций, а для межгосударственнных отношений в данном случае это не имеет существенного значения.
Как бы то ни было, власти Кубы еще весной заявили о том, что будут использовать прежде всего разработанные на собственной территории препараты, без расчета на помощь извне. В Гаване отказались даже от вакцин из России или Китая, а также от участия в программе COVAX, инициированной ВОЗ и помогающей странам с низкими доходами получать вакцинные препараты.
Читайте материал «Кубинец рассказал правду об ужасах Острова свободы: «Нет лекарств, еды»