И дальше все почти точно по Высоцкому, как в знаменитой песне «Инструкция перед поездкой за рубеж». Команду нашу предупредили о рисках провокаций и предложили заготовленные ответы на возможные каверзные вопросы.
«Будут с водкою дебаты, отвечай — нет, ребята-демократы, только чай». На политические вопросы олимпийцам предлагается отвечать коротко: «No comment». А вопросы о Крыме и Донбассе рекомендовано не обсуждать, ссылаясь на то, что спорт вне политики.
«Там у них уклад особый — нам так сразу не понять, ты уж их, браток, попробуй хоть немного уважать». Это, понятное дело, об отношении к BLM. Здесь спортсмены должны говорить, что отношение к движению — личное дело каждого, «но Олимпиада в любом случае не должна становиться площадкой для каких-либо акций и жестов».
Есть еще тема харассмента. Во времена Владимира Семёновича таких глупостей и в мыслях не было, но у него в инструкции упоминаются «шпиёнки с крепким телом», которые вполне могут притвориться мужиком. Теперь харассмент вроде как появился и даже обсуждается, а иногда и осуждается, но в нашем спорте его нет, примерно так же, как не было секса в СССР. Спортсменам предлагают говорить, что они в карьере с этим не сталкивались, и переходить в контратаку: «Я знаю, что такая проблема существует во многих странах».
Чего Высоцкий не мог предугадать, так это допинговых скандалов. Нашим олимпийцам советуют отвечать в духе МИД России: спортсмену нечего об этом сказать, потому что он в них не участвовал, а санкции должен комментировать тот, кто их вводил.
И, думается, в страшном сне не могло привидеться Владимиру Семёновичу, как и любому советскому человеку, что олимпийская сборная страны будет выступать под нейтральным флагом. А нынешним спортсменам на вопросы об этом функционеры предлагают говорить, что они все равно представляют Родину, что это большая честь, и хотелось бы им слышать Гимн России.
А уж нам-то как хотелось бы... Но.
Да, история повторяется в виде фарса. Следующим логичным шагом будет прохождение выезжающими за рубеж особой комиссии, как когда-то в райкоме или обкоме. Ведь эта инструкция возникла не только потому, что чиновники сомневаются в интеллектуальных способностях спортсменов. Это показатель того, что исподволь начинает вбиваться в головы государственная идеология. Это, кстати, неплохо и даже правильно, когда под ней есть базис, общие ценности для большинства общества — патриотизм, как в Китае, осознание собственного лидерства, как в США... А у нас — что? Не на словах, трескучих и выспренних, а на деле? Позор нейтрального флага?
Тогда, в эпоху Высоцкого, при всех комиссиях и инструкциях, всё равно были реальные поводы для гордости. Мы были первыми если не во всем, то очень во многом. А сейчас?