Майя Санду сокрушила всех: триумф антироссийских сил в Молдавии

Как президент использует свою победу

«Единственный мужчина в британском кабинете министров» – так когда-то наполовину в шутку, наполовину всерьез называли премьер-министра Маргарет Тэтчер. По итогам парламентских выборов в Молдавии президент этой страны Майя Санду завоевала безусловное моральное право на неформальный титул единственного мужчины в политическом мире Кишинева. Партия Санду сокрушила всех и завоевала абсолютное большинство в парламенте. 

Я не могу испытывать позитивных эмоций по отношению к президенту Санду в силу ее ярко выраженных антироссийских взглядов. Но ее нынешнее достижение не может не вызывать уважения. Тотальные победы в молдавской политике крайне редки.

Как президент использует свою победу

Первый председатель Государственной думы современной России Иван Рыбкин вскоре после появления на московском политическом олимпе стал обладателем прозвища «ни Рыбкин, ни Мяскин». Таких «ни Рыбкиных, ни Мяскиных» в молдавской политике уже многие годы абсолютное большинство.

Это не следует воспринимать как намек на то, что у кишиневских слуг народа проблемы с харизмой. С харизмой – или, по меньшей мере, с умением красиво, душевно и убедительно поговорить – у них, как правило, все в порядке. Проблемы возникают на стадии выполнения достигнутых договоренностей и совершения решительных действий. Такие решительные действия обычно подменяются новым потоком красивых, душевных и убедительных слов и попытками «передоговориться». Именно такими «зайчиками» были, например, два бывших «пророссийских» президента Молдавии Владимир Воронин и Игорь Додон, чей предвыборный альянс набрал почти в два раза меньше голосов, чем партия Санду.

Я вполне могу понять понять молдавских избирателей. Майя Санду – совсем не героиня моего политического романа. Президента Санду лучше всего характеризуют слова одного моего очень хорошо знающего мир молдавской политики знакомого: «Девочка Сороса с горящими глазами». Как министр образования она выступала в роли яростной гонительницы русского языка. Как свежеизбранный президент страны она демонстративно отправилась с первым зарубежным визитом не куда-нибудь, а на Украину. Майя Санду – сторонница сближения с Румынией, вхождения Молдавии в ЕС и НАТО и вывода российских войск из Приднестровья. Но, несмотря на все это, в ходе предвыборной кампании на фоне своих главных конкурентов она, даже с моей откровенно пристрастной точки зрения, все равно смотрелась более выигрышно, чем ее конкуренты.

Молдавские избиратели, скорее всего, в своей массе рассуждали примерно так: Воронину и Додону уже давался шанс проявить себя. Они этим шансом не воспользовались. Настало время попробовать что-то свеженькое.

Теперь в руках у этой «свеженькой» – вся полнота власти в Кишиневе: не только церемониальные полномочия президента, но и контроль над парламентом и, как следствие, над правительством. «Вопрос вопросов» теперь – как Майя Санду захочет и как она сможет распорядиться этим контролем. Члены молдавского парламента прошлых созывов были известны, дипломатично выражаясь, «пластичностью» своих политических взглядов. На близкой Молдавии по своей политической культуре Украине у президента Владимира Зеленского формально тоже абсолютное парламентское большинство. Но в реальности «Слуга народа» уже давно представляет собой причудливое сочетание самых разных политических фракций. Не окажется ли через некоторое время Майя Санду в схожей политической ситуации? Это бы я назвал первым важным «подвопросом».

Второй важный «подвопрос» – захочет ли Санду сыграть на обострение в плане отношений с Россией? В одном из первых заявлений президента по итогам парламентских выборов не было ни слова про внешнюю политику. Зато там много говорилось про надежды «покончить с правлением воров в Молдове». Разумная расстановка приоритетов. Молдавия – страна, которая уже давно находится в глубоком социальном и экономическом упадке. Как показывает опыт той же Украины, лобовая конфронтация с Москвой – верный способ сделать такой упадок еще более глубоким и безнадежным.

Есть ли не менее верный способ развернуть развитие ситуации в Молдавии в противоположную сторону? Драматические события лета 2019 года в Кишиневе доказывают, что есть.

Два года тому назад Россия смогла договориться с Западом, а Майя Санду – с тогдашним президентом Игорем Додоном. В результате многолетний реальный теневой правитель страны, молдавский эквивалент Березовского, олигарх Владимир Плахотнюк был вынужден срочно бежать из Молдавии. Компромисс между Москвой и Западом, между Москвой и Кишиневом – только при этом условии Молдавия может начать постепенно избавляться от своего привычного статуса «несостоявшегося государства». Готова ли Майя Санду к чему-то подобному – и, что еще более важно, готовы ли к этому ее старшие западные товарищи?

Аналогичные надежды двухлетней давности, связанные со «свеженьким» президентом Украины Владимиром Зеленским, как известно, оказались абсолютно несостоятельными. И это не настраивает на особо оптимистичный лад. Но не будем раньше времени списывать нового полноценного лидера Молдавии со счета. Как говорится, поживем – увидим. «Пчелка Майя», не подведи – в первую очередь, свою же собственную страну!

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28578 от 13 июля 2021

Заголовок в газете: «Пчелка Майя» сокрушила всех

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру