Белорусско-литовская граница протянулась на 679 км. Обустроена она только частично: забор проходит на 78-километровом участке, еще 92,5 км проходят через водоемы, а значит, поставить ограду там невозможно. Таким образом дополнительную стену можно построить только на участке около 500 км. «Все будет выглядеть так: устанавливаем колючий барьер и параллельно строим ограду. При строительстве ограды мы будем использовать колючий барьер, это будет двойная защита", — рассказала в пятницу журналистам литовский министр внутренних дел Агне Билотайте.
«Начали разматывать колючую проволоку «спираль Бруно», — рассказал «МК» литовский политолог Анатолий Иванов. — В какой-то степени это сдержит мигрантов, но поток эта спираль не остановит. Существует на сегодняшний день единое европейской мнение, которое не поддерживает строительство этого забора. Европейцы исходят из того, что была развалена берлинская стена, а через 25 лет после этого понастроили внутренних стен: греческая стена, венгерская, хорватская, а теперь и литовская – все они появляются внутри Европейского союза и это ненормально».
По словам эксперта, Литва и Белоруссия выступают только транзитными государствами на пути мигрантов, которые следуют в Германию и Францию. У них нет цели заполонить территорию Литвы и привести к каким-либо изменениям законодательства. «Они просто хотят нормально жить. Да, они поступают юридически неграмотно, но их можно понять – они хотят хорошей жизни», — пояснил Иванов.
Политолог подчеркнул, что Литва от этой ситуации может даже выигрывать. Во-первых, в стране есть политики, которые пытаются получить электоральные очки на антироссийской теме – якобы «гибридную войну» против Литвы развязал не Минск, а Москва. Во-вторых, в 2021 году Литва не будет получать деньги из еврофондов из-за чего бюджет государства и местных самоуправлений будет выглядеть беднее. Отчасти литовские власти могут воспользоваться ситуацией на границе для получения денег.
Что касается белорусов, то к строительству стену относятся с насторожённостью. Мало кого радует перспектива оказаться в изоляции. Сам белорусский президент Александр Лукашенко неоднократно заявлял, что Минск не будет помогать странам ЕС контролировать наркотрафик и незаконную миграцию. Он отмечал, что и-за западных санкции на это у Белоруссии «нет ни денег, ни сил».