Член делегации отметил, что захват Афганистана военным способом не является политикой талибов. «Мы еще раз подтвердили нашу приверженность политическому решению здесь, в Москве», — заявил Сухейль Шахин.
«МК» попросил эксперта, российского религиоведа, профессора кафедры мировой культуры Московского государственного лингвистического университета Романа Силантьева ответить на вопрос, может ли достигнутая в ходе визита договоренность являться гарантом безопасности граничащих с Афганистаном государств Средней Азии, в том числе военного союзника России по ОДКБ - Таджикистана.
- Любое государство в таких случаях исходит в первую очередь из своей выгоды, - пояснил эксперт, - и Россия не исключение. Если она считает, что с движением «Талибан» можно сотрудничать против более опасных террористов, это его право. В Афганистане стоит выбор между ИГИЛ (признан террористической организацией и запрещен в России. – «МК») и этим радикальным движением. Других сил там не осталось. В такой ситуации выбор очевиден. «Талибан» организация хоть и террористическая, но менее опасная, чем ИГИЛ.
- Насколько можно верить заявлению представителя катарского политического офиса движения, что они не собираются захватывать Афганистан военным способом и пытаются найти цивилизованное решение вопроса?
- Вы знаете, бывают случаи изменений политики некоторых структур. Все помнят секту Ассасинов в Исламе, которые резали своих оппонентов так, что даже попали в фольклор многих народов. А теперь вполне мирная, даже не секта, а деноминация самоэлитов. Шоколад производят, вузы открывают. У нас когда-то и большевики были запрещенной организацией, а потом с ними стали за один стол садиться, переговоры вести. Так и «Талибан» теоретически может измениться. Этого, конечно, может и не произойти, но тогда методы воздействия на подобные организации имеются. Если ставить вопрос «ИГИЛ» или «Талибан», то первый опасен тем, что у него более широкий охват территории. Талибы за территорию Афганистана могут пойти в Среднюю Азию, и агрессия их направлена на определенные народы. Игиловцы же полностью интернациональная террористическая организация, и ставит для себя план захвата всего мира.
- Для стран, граничащим с Афганистаном, существует реальная угроза со стороны талибов?
- Да, безусловно. И если стоит вопрос, чтобы войну и вторжение талибов как-то отдалить по времени, то меры должны предприниматься. Это разумная политика. Лично я предполагаю, что рано, или поздно вторжение все же будет. Или «ИГИЛа» или «Талибана». С такими организациями, как «Талибан», очень тяжело о чем-то договариваться, еще тяжелее эти договоренности соблюдать. Надо четко понимать, с кем имеешь дело, и никаких иллюзий на этот счет не строить. Хотя, конечно, бывают ситуации, когда им самим выгодно соблюдать договоренность.
- Россия будет вынуждена вмешаться, если вторжение на территорию ее союзников в Средней Азии все же произойдет?
- Во-первых, у нас существует Организация Договора о коллективной безопасности - ОДКБ. А во-вторых, России необходимо будет принять участие, потому что обороняться проще там, на границе с Афганистаном, чем, например, на границе России с Казахстаном, которая гораздо более протяженная и гораздо хуже защищена. Перевалы в горах и в пустынной местности прикрыть в разы проще. Если не воевать там, настанет момент, когда придется воевать в Поволжье.
На самом деле, это не первая попытка поговорить с талибановцами. Здесь нет абсолютно никакой интриги. Я не вижу каких-то странных виражей дипломатии, она вполне предсказуема в этом направлении. Раз такая ситуация сложилась, надо попытаться максимально отдалить неприятный исход, который надо признаться вполне вероятен.
- Получается, даже в случае, если договоренность будет достигнута, расслабляться нельзя?
- Конечно. В любой момент все может измениться, поэтому надо играть на противоречиях. Надо укреплять оборону, копить силы и правильно мотивировать наших союзников из Средней Азии, которые, естественно, пострадают первыми. И пострадают значительно, с перспективой потери большого количества населения и возможно даже части государственности. Может, конечно, произойти так, что «Талибан» на десятилетия завязнет в войне с «ИГИЛом» и все выдохнут спокойно. А может случиться, что уже через пару лет будут Душанбе штурмовать. Это зависит от массы факторов, которые прогнозировать сейчас невозможно.
Читайте также: США проиграли талибам: уход из Афганистана напоминал бегство