У Александра Захарченко 26 июня был день рождения, взорвали его 31 августа 2018 года, так что санкции против него освежили аккурат к многочисленным возложениям цветов к памятнику на кладбище возле Донецкого моря (это такое живописное водохранилище на выезде из Донецка в сторону Мариуполя). Владимир Макович был тем самым человеком, кто зачитал 7 апреля 2014 года декларацию о суверенитете ДНР, умер он в марте 2017-го, денег после себя не оставил даже на гроб — их собирали по друзьям и соратникам. Экономические санкции к нему даже при жизни были лишними, человек прожил бессребреником. А Василий Рассадников занимался ЖКХ Донецкой области и до войны, в 2014-м, в первом составе правительства ДНР, был министром — очень уважаемый был мужик, из оставшихся на месте ветеранов коммунальной отрасли.
Отдельная строка в списке экономических санкций со стороны Украины досталась погибшему в сентябре 2017 года в Сирии Герою России генерал-лейтенанту Валерию Астапову. В украинском списке санкций он еще генерал-майор и командует 1-м армейским корпусом ДНР.
Список из 538 имен «врагов Украины» на 534 страницах начинается с россиян на букву «У» — с командира ЧВК Вагнер Дмитрия Уткина. Такая непонятная честь бойцам частных компаний и разным миллиардерам, потому что санкций к ним применено мало, всего три: блокирование активов на территории Украины, запрет на вывод капитала из нее и всевозможные запреты на въезд. Всего запретов может быть тринадцать — все про полеты самолетов над территорией, заплывы судов в территориальное море и прочие запреты, вплоть до участия в приватизации на территории Украины.
Список составлен от малого количества санкций к большому — бедному сепаратисту найти себя довольно трудно. Александр Захарченко в нем вообще под номером 85, впереди него не по чину нескромно светятся и спикер народной милиции Эдуард Басурин, и председатель исполкома общественного движения «Донецкая республика» Алексей Муратов.
Первый Указ о санкциях издал в 2015 году еще прошлый президент Украины Петр Порошенко. Нынешний документ между тем очень важен и информативен. В нем как в зеркале видно, как у Владимира Зеленского занимаются подготовкой к процессу «деоккупации» неподконтрольных территорий. Если вкратце, то список Порошенко совсем не передран, как считают многие его ветераны в Донецке, он кое-где дополнен. Например, у бывших министров из 2014 года дописан их настоящий статус, а у кое-кого так и остался старый — до них у аналитиков СНБО Украины руки не дошли. Но главное, нет современных лидеров ЛДНР. Такое ощущение, что контролировать и отслеживать ситуацию в самопровозглашенных республиках Донбасса после примерно 2018 года просто прекратили.