Как заявил Путин, Украина не входит в список недружественных для России стран, потому что «украинцы и русские — один народ». Он даже планирует написать некую аналитическую статью на эту тему и надеется, что с ней ознакомятся граждане обеих стран.
По его мнению, причина разногласий между Москвой и Киевом — политика нынешнего руководства Украины. «Они вносят в Раду закон и объявляют русский народ не коренным. Это уму непостижимо! Это приведет к сокращению общего числа русских. Это сравнимо с применением оружия массового поражения», — считает президент. Он подчеркнул, что всех людей, которые пытаются укрепить отношения с Россией, «сажают в тюрьмы и убивают на улицах».
На вопрос, готов ли он встретиться в Зеленским, Путин ответил, что не видит в этом смысла, потому что ключевые решения по Украине принимаются в США, Берлине и Париже. «Что встречаться с Зеленским, если он отдал свою страну под полное внешнее управление? Тем не менее я не отказываюсь от встреч подобного рода, но надо только понять, о чем говорить», — заключил президент.
Зеленский неоднократно настаивал на встрече с российским коллегой. В апреле он приглашал его на линию разграничения на Донбассе, отмечая, что сторонам необходимо обсудить вопрос безопасности, затем предлагал встретиться в Ватикане. Путин отвечал, что ему всегда есть о чем поговорить с Зеленским, особенно в свете накопившихся проблем в двухсторонних отношениях. При этом во время переговоров с Джо Байденом в Женеве глава России обсудил Украину лишь «мазком».
Украинский политолог Руслан Бортник в разговоре с «МК» назвал тезис о внешнем управлении Киевом преувеличенным. По его словам, влияние западных партнеров на Украину значительное и даже определяющее, но о полноценном управлении все-таки речь не идет.
Он уверен, что в ближайшее время ждать встречи двух президентов не стоит. «Президент России обосновывает отсутствие переговоров тем, что украинское руководство враждебно и недоговороспособно в силу внешней зависимости. Он как бы дает понять, что хочет говорить об Украине с Байденом, Макроном или Меркель. Таким образом, Путин не стремится приблизить встречу, но и не отметает ее идею, потому что в противном случае он попал бы под международное осуждение из-за нежелания мира, неконструктивности и так далее», — пояснил эксперт.
По словам замдиректора Института стран СНГ Владимира Жарихина, подобная встреча возможна только в случае, если Зеленский выйдет на уровень Путина: «Это не значит, что Украина должна быть такой же по величине, населению, количеству ракет и так далее. Это может быть руководитель скромной по размеру державы, но он должен быть самостоятельным и суверенным руководителем. Например, с Лукашенко Путин встречается, потому что Лукашенко сам принимает решения. А какой смысл встречаться с Зеленским? Он не Ганди, чтобы говорить с ним о жизни и философствовать. Если он покажет, что хоть какие-то решения может принимать, то тогда во встрече будет смысл».