«Россия, согласно первой статье Конституции, является федеративным государством. Поэтому наряду с федеральными существуют и региональные органы государственной власти. Следуя федеративным принципам, происходит разграничение полномочий органов власти по вертикали. Однако, это не значит, что Федерация не является ответственной за развитие территорий, благополучия граждан, на ней проживающих.
Решение о кураторстве вице-премьерами федерального правительства конкретных территорий только на первый взгляд не укладывается в логику федеративного строительства. На самом деле, это повысит вовлечённость Центра в региональную повестку», - считает Климанов.
По словам эксперта, в отечественной практике существует практика деконцентрации функций в системе государственного управления. Более двух десятилетий функционирует институт полномочных представителей Президента в федеральных округах. У многих министерств и ведомств есть территориальные управления, не всегда совпадающие с границами одного субъекта федерации. Для пяти геостратегически важных территорий – Дальнего Востока, Арктической зоны, Северо-Кавказского федерального округа, Крыма и Калининградской области – приняты государственные программы Российской Федерации.
«Начиная с 2019 года была введена практика прямого кураторства 10 отдельных, отстающих в своем развитии регионов со стороны федеральных министров.
Поэтому закрепление за вице-премьерами кураторства отдельных территорий, не только Дальнего Востока и Арктической зоны, за которые сейчас ответственный Ю.П. Трутнев, позволит более оперативно выявлять проблемы социально-экономического развития регионов, активизировать их потенциал и снижать риски возникновения кризисных ситуаций», - резюмировал Климанов.