Примерно на сутки город оказался во власти вооруженных формирований украинских националистов – и загодя созданных немецкой военной разведкой, и наскоро сколоченной из горожан добровольческой полиции.
Боевиков обучали в Данциге
Западная Украина после первой мировой вошла в состав Польши. В Варшаве западноукраинские земли предпочитали именовать Восточной Малопольшей. Это породило отчаяние и озлобление среди западных украинцев. Здесь украинская национальная идея обрела воинственные, агрессивные черты. Поэтому для Организации украинских националистов, которая взяла на вооружение методы террора, главным врагом были поляки.
Разгром и оккупация Польши нацистской Германией осенью тридцать девятого стали праздником для украинских националистов: враг повержен и унижен!
Вождь украинских националистов Степан Бандера сидел в польской тюрьме.
«В первый же день войны город бомбили немецкие самолеты, - вспоминал он сам. - 13 сентября, когда положение польских войск на этом направлении стало критическим из-за опасности окружения, тюремная администрация поспешно эвакуировалась. И я вместе с другими узниками вышел на свободу».
На оккупированной польской территории оуновцы (ОУН-УПА запрещена в России - "МК") оказались в привилегированном положении. Учитывая ненависть украинских националистов к полякам, евреям и русским, немцы формировали из них подразделения вспомогательной полиции. Вермахт готовился к войне против Советского Союза. Украинских боевиков обучали в Данциге (ныне Гданьск), где они давно обосновались.
Степан Бандера и его соратники видели, как ведут себя немцы. Но преступления нацистов их нисколько не смущали. Напротив, уничтожение поляков и евреев вполне устраивало. Они были уверены, что к ним немцы отнесутся иначе.
"Главные враги Украины"
Когда Германия напала на Советский Союз, Бандера решил, что настал самый благоприятный момент для создания самостоятельной Украины. Он отправил во Львов передовую группу Организации украинских националистов из двадцати человек во главе со своим заместителем Ярославом Стецько. И поручил Стецько провозгласить на освобожденной от большевиков территории независимую Украины.
У собора Святого Юра украинцев в военной форме приветствовал митрополит Андрей Шептицкий, митрополит Галицкий, архиепископ Львовский, блюститель Киевской митрополии и епископ Каменец Подольский. Собор Святого Юра – главная святыня униатов.
Бойцы батальона «Нахтигаль» распространились по всему городу, занимая все важнейшие объекты. Затем в городе начался один из самых страшных и омерзительных погромов. Первыми стали убивать евреев, затем поляков.
Нашлось множество желающих вступить в украинскую полицию, которую формировали бандеровцы. На глазах улюлюкающей толпы украинские полицейские избивали и убивали евреев.
«Нечеловеческие крики, - вспоминала одна из немногих выживших, - разбитые головы, обезображенные тела и лица избитых, залитые кровью, смешанной с грязью, возбуждали кровожадные инстинкты черни, которая выла от наслаждения. Женщин и стариков, которые почти без дыхания лежали на земле, тыкали палками, волочили по земле».
Поклонники Бандеры уверяют, что это был всего лишь ответ на преступления большевиков. Но разве убийство ни в чем не повинных людей - «ответ на преступления НКВД»? Руководители украинских националистов просто воспользовались возможностью сделать то, что им давно хотелось сделать – избавить «свою землю» от «чужих».
«Москва и еврейство – главные враги Украины, - писал Ярослав Стецько в своей «Автобиографии». - Поэтому стою на позиции уничтожения евреев и целесообразности перенесения на Украину немецких методов уничтожения евреев, исключая их ассимиляцию».
В тот день во Львове у Стецько появилась возможность реализовать свои идеи.
Люди, которых на Западной Украине называют борцами за национальную независимость, запятнали себя кровью невинных людей. Поэтому пролито море чернил, чтобы снять с них ответственность:
- Как можно называть нас пособниками Гитлера, если Степану Бандеру посадили в концлагерь?
А что произошло?
Бандера ошибся относительно немецких намерений.
Степан Бандера и Анте Павелич
В Берлине были не прочь воспользоваться услугами Бандеры в борьбе против поляков и русских. А Бандера наивно решил, что немцы дадут украинцам то, о чем они мечтают: независимое государство. Гитлер уничтожит Сталина, и Украина достанется украинцам.
6 апреля 1941 года Германия напала на Югославию. И Гитлер позволил вождю хорватских националистов Анте Павеличу создать собственное государство. В Хорватии началось уничтожение инородцев - сербов и евреев. По своей жестокости усташи не знали равных, своим врагам они перерезали горло специальными кривыми ножами.
Степан Бандера решил последовать примеру Павелича. Полагал, что нацистская Германия поддержит его так же, как поддержала хорватского вождя. И ошибся в своих расчетах. Территория Югославии мало интересовала Гитлера, а в отношении плодородной Украины в третьем рейхе строили далеко идущие планы.
Гитлер был взбешен самовольством украинских националистов. Создание независимой Украины не входило в его планы. На этой земле он предполагал разместить немецких колонистов, которые бы снабжали зерном Германию. Фюрер не нуждался в "украинских союзниках"! Как позже не желал иметь дело с пленным генералом Власовым и его российскими соратниками, предлагавшими Гитлеру свои услуги.
Бандеровцы рассчитывали создать свое государство под германским протекторатом. Немцы же просто расчленили Украину. 1 августа 1941 года Галиция (Львовская, Станиславская и Тернопольская области) была включена на правах дистрикта (округа) в состав генерал-губернаторства, созданного на обломках Польши. Галицийский дистрикт – так стала называться эта территория. Львов переименовали в Лемберг. Румынии досталась Буковина и территория между Днестром и Южным Бугом (в том числе Одесса).
Крым и южную Украину райхсфюрер СС Генрих Гиммлер намеревался превратить в колонию под названием Готенгау, земля готов. Гиммлер прикинул, что ему понадобится двадцать лет на полную германизацию. Носители нордической крови получат право остаться в Готенгау. Славяне подлежат уничтожению или депортации.
"Украинское гестапо"
Немецкие чиновники объяснили Бандере:
- Право принимать решения принадлежит вермахту и фюреру, который завоевал эти территории. Он и только он решает, какой здесь будет порядок.
Бандеру за самовольство посадили под домашний арест, в сентябре отправили в тюрьму, на следующий год поместили в концлагерь Заксенхаузен. Относились к нему не так, как к остальным узникам. Его хотели изолировать, а не уничтожить. Там существовал блок, куда нацисты сажали «видных заключенных», как правило, политиков из оккупированных стран, которые могли понадобиться.
Из концлагеря лидера ОУН перевели в гестаповскую тюрьму в Берлине. Его жена Ярослава Опаривская писала родным, что Степан сидит в одиночке, но ему разрешают читать книги, а ей каждые две недели позволено приносить передачи и дают свидания. Она приходила к мужу с дочерью.
Степан Бандера и ОУН оказались в контрах с немцами не по собственному желанию. И ссора с ними их не оправдывает. Сажали бандеровцев не потому, что они были антифашистами и возмутились нацистскими преступлениями, а потому, что проявили своеволие, не согласованное с оккупационными властями.
Многие украинские националисты обращались за помощью в Берлин и возмущались: ну, почему немцы отталкивают протянутую руку? Не желают видеть в них надежных союзников?.. Украинские националисты заключили союз с преступниками. Отчего же они решили, что с ними нацисты станут вести себя по-джентльменски?
В конце войны о Бандере вспомнил райхсляйтер Альфред Розенберг, имперский министр по делам оккупированных восточных территорий. Отступая под ударами Красной армии, немцы уже оставили Украину, но жаждали сотрудничества с украинскими националистами с одной целью - задержать наступление советских войск. В сентябре 1944 года руководителя Организации украинских националистов Бандеру выпустили, чтобы он занялся диверсионной работой против Красной армии. Отпустили и его соратников...
В сорок первом самые видные люди на Западной Украине не побрезговали предложить Гитлеру свои услуги и восторгались его успехами. И после ареста Бандеры украинские националисты продолжали служить в полиции, во вспомогательных частях вермахта, уничтожали партизан и участвовали в карательных акциях. Работали бургомистрами, старостами и охранниками в концлагерях, вступали в добровольческие формирования войск СС. Иначе говоря, украинские националисты, которые сотрудничали с немцами, помогали нацистам расчленять и грабить Украину.
Оккупационная администрация была не в восторге от своих подручных: «Украинская полиция не прекращает грабить, насиловать, убивать. Награбленное имущество рассматривается как личная собственность. Поляков приравняли к евреям и заставляют, например, тоже носить повязки на рукаве. Во многих местах украинская полиция создала такие подразделения, как «Украинское гестапо».
Но выбирать было не из кого. А без украинских помощников немцы просто бы не справились с управлением оккупированными территориями. Не убили бы столько людей. Немцам - СС, полиции, вермахту, чиновникам оккупационной администрации - элементарно недоставало живой силы, чтобы контролировать все оккупированные территории.
Повсюду нацисты полагались на местное население. И везде находились предатели и пособники. Соседи выдавали антифашистов, подпольщиков, евреев, участников сопротивления, передавали их немцам, охраняли арестованных, участвовали в казнях, рыли могилы расстрелянным и вообще исполняли всю грязную работу.
На одного немца из оккупационной администрации приходился десяток местных помощников. Если бы не эти многочисленные помощники нацистов, сотни тысяч, а может, и миллионы людей остались бы живы.