Турция и Азербайджан продолжают укреплять сотрудничество в военной сфере. Во вторник, 15 июня, в Баку прибыл президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, который не только провел переговоры со своим азербайджанским коллегой Ильхамом Алиевым, но и впервые посетил «освобожденные» районы Нагорного Карабаха. По итогам визита Эрдогана была подписана «Шушинская декларация», которая де-факто установила военный союз между Турцией и Азербайджаном.
Согласно тексту декларации, страны-подписанты обязываются оказывать друг другу военную и иную помощь в случае покушения какой-либо третьей страны на территорию или суверенитет одной из них. Баку и Анкара также договорились усилить сотрудничество в сфере безопасности, а также осудили Армению за попытки «нанести ущерб миру и стабильности в регионе».
Для поддержания режима прекращения огня в Карабахе на территории Азербайджана был создан совместный российско-турецкий мониторинговый центр. Однако, согласно последним заявлениям официальных лиц, Турция намерена направить в Азербайджан еще больше своих военных, чем требуется для этого центра.
По словам Реджепа Тайипа Эрдогана, на азербайджанской территории в обозримом будущем могут появиться военные объекты турецкой армии. Президент Турции подчеркнул, что по этому вопросу азербайджанская сторона должна проконсультироваться с Россией – во избежание возможного недопонимания.
Как отметил в разговоре с «МК» военный эксперт Алексей Валюженич, действия Турции напрямую не угрожают безопасности России. Однако в дальнейшей перспективе они могут угрожать стабильности не только в Закавказье, но и в Центральной Азии.
– В первую очередь стоит отметить, что турецкая военно-транспортная авиация регулярно совершает визиты в Азербайджан. Некоторые самолеты одно время делали по 3-4 рейса за сутки. Особая активность была отмечена в городах Габала, Ленкорань и Гянджа. Каждый из этих городов по-своему важен. В Гяндже находится мощная авиабаза, которая осталась еще с советских времен. По слухам, именно там в свое время базировались турецкие беспилотники, которые применялись в ходе войны в Карабахе. В Габале находится радиолокационная станция «Дарьял» – некогда ключевой объект советской системы предупреждения о ракетной опасности. Если Эрдоган «наложит на нее лапу», турецкая армия сможет наблюдать за воздушным пространством и ракетными пусками вплоть до Персидского залива. Так что если военные базы могут быть созданы, то где-то в этих краях.
– Какова конечная цель действий Турции в Закавказье?
– Через Азербайджан они получают выходы на юг – то есть на Иран и через Каспий – на Среднюю Азию. Если помните, в разгар войны в Карабахе в Иране были волнения среди местного тюркоязычного населения. И Эрдоган намекал на то, что, дескать, следующая остановка после Карабаха – это Иран, туда они понесут свободу братьям-тюркам. А через Каспий они получают выход на Туркменистан и далее – на другие азиатские республики. В прошлом году в Турции активно призывали создать пантюркистский военный блок. И размещение турецкой авиации и флота в Азербайджане может стать первым шагом на пути к его созданию.
– Чего стоит ожидать России от подобной турецкой экспансии?
– Я думаю, что если Турция будет продвигать пантюркистскую повестку в других странах, ничем хорошим это не кончится. В том же Иране это может привести к локальному военному конфликту. Совершенно точно происходящее не понравится Китаю, который внимательно следит за возможной угрозой со стороны пантюркистского движения. Так что появление в Средней Азии радикалов явно устроит далеко не всех и чревато негативными последствиями. Не хочу предсказывать войну какую-нибудь, но напряженность, конечно, будет только расти.