Заседание прошло 17 июня 2021 года в Тронном зале патриаршей и синодальной резиденции в московском Даниловом монастыре под председательством патриарха Кирилла.
Вопросов, как обычно, рассматривалось довольно много, но наиболее историческим – во всех смыслах этого слова – является, пожалуй, вот это решение: "Священный Синод постановил вынести результаты экспертиз по идентификации "екатеринбургских останков" на рассмотрение Архиерейского Собора", – гласит информация, размещенная на официальном сайте Московской патриархии. Для справки: очередной Архиерейский Собор должен пройти в ноябре текущего года.
Перед этим, как сообщается, члены Синода заслушали доклад митрополита Псковского и Порховского Тихона – члена созданной в 2015 году церковной комиссии "по изучению результатов исследования екатеринбургских останков" и ее фактического руководителя (номинальный председатель – митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий).
Кроме того, церковное политбюро ознакомилось с информацией, предоставленной Следственным комитетом России – "относительно различных экспертиз (молекулярно-генетических, физико-химических, трасcологической, баллистической, почерковедческой, автороведческой, историко-архивных, почвоведческих, судебно-медицинских — антропологических, криминалистической), назначенных в рамках расследования уголовного дела об убийстве членов царской семьи".
И еще два важных решения: Священный Синод постановил "выразить благодарность всем трудящимся над установлением истины в вопросе идентификации "екатеринбургских останков" и "опубликовать информацию о результатах экспертиз после их завершения".
Короче говоря, все идет к тому, что уже в этом году РПЦ возвестит граду и миру об официальном признании "екатеринбургских останков" мощами царственных страстотерпцев. Ну, или заявит о том, что категорически их не признает, что это "лжемощи". Теоретически последний вариант также возможен: прямых указаний на исход процесса решения Священного Синода не дают.
Впрочем, принимая во внимание известные обстоятельства этого дела, шансы такую концовку все же ничтожно малы. Следственный комитет, информация которого с таким вниманием была выслушана церковным руководством, еще три года назад дал категоричный ответ на вопрос о принадлежности праха.
"Заключениями комплексных комиссионных молекулярно-генетических экспертиз подтверждена принадлежность обнаруженных останков бывшему императору Николаю II, членам его семьи и лицам из их окружения", – заявила официальный представитель СКР Светлана Петренко в день столетия расстрела, 16 июля 2018 года.
Кстати, церковная комиссия, по информации наших источников, пришла к точно такому же выводу. И тоже далеко не вчера: соответствующее заключение было готово самое позднее в 2017 году.
С чем же связана отсрочка окончательного решения? Вот мнение политика и философа Виктора Аксючица (Виктор Владимирович был секретарем правительственной комиссии по изучению вопросов, связанных с исследованием и перезахоронением останков российского императора Николая II и членов его семьи, работавшей в 1990-х годах), высказанное в интервью обозревателю "МК":
"Здесь комплекс причин. В среде православной общественности есть люди, настроенные крайне негативно по отношению к царским останкам, которые они называют не иначе как "лжемощами". Радикалы немногочисленны, но очень активны. Они выступают в СМИ, собирают конференции и "круглые столы". Некоторые угрожают расколом.
Похоже, признание останков затягивается не в последнюю очередь в ожидании, что страсти успокоятся сами собой. Нельзя не учитывать также силу инерции: за последнюю четверть века представителями Патриархии сказано много неадекватного по этому вопросу. Среди иерархов РПЦ бытует мнение, что не признавать царские останки – меньший грех, чем признать, что церковь допустила ошибку".
И тот факт, что сии "объективные препятствия" на пути признания останков не устранены, не позволяет считать решение, которое примет в ноябре Архиерейский Собор, предопределенным. Нет, "лжемощами" останки, конечно же, не назовут. Это был бы вселенский скандал и прямая конфронтация с властью – в лице Следственного комитета.
Но совсем нельзя исключать, что все кончится тем же, чем кончалось до сих пор: обсудив результаты экспертиз и воздав должное "трудившимся над установлением истины", архиереи решат, что кое-чего для окончательного установления все-таки не хватает. И вновь отложат решение вопроса – на год, на два, на пять, на десять...
Такой сценарий был бы по-своему весьма логичен. Во-первых, для церкви, как известно, и столетия – не срок. А во-вторых, должны же быть в этом суетном мире хоть какие-то вечные истории.
О предыстории вопроса читайте в материале «Бывший следователь по «царскому делу» рассказал о его политической подоплеке»