«Тор»-громовержец
Если просто ввести в поисковой строке браузера «Тор», то первое, что он вам выдаст, будет «Тор-громовержец». В скандинавской мифологии это главный защитник всех богов и людей от зла. Самые могущественные великаны и свирепые чудовища не в силах устоять против Тора.
Это, конечно, не про тактический зенитный ракетный комплекс (ЗРК). Хотя нельзя отрицать, что в названиях нашей военной техники таятся ответы на многие вопросы.
Так все же – что собой представляет «гроза дронов» и почему его прозвали именно так?
«Тор-М2» является представителем нового поколения средств ПВО малой дальности. Предназначен для прикрытия важных административных, экономических и военных объектов от ударов крылатых ракет, дистанционно пилотируемых летательных аппаратов, авиабомб, самолетов и вертолетов. В том числе и выполненных по технологии «стелс». То есть «невидимок» с малой радиолокационной заметностью. При этом система «Тор» сама контролирует обозначенное воздушное пространство и самостоятельно захватывает все воздушные цели, не опознанные системой «свой-чужой».
Справка «МК»: «Отличается повышенной эффективностью отражения массированных налётов современных средств воздушного нападения в условиях огневого и радиоэлектронного противодействия. Зенитный ракетный комплекс может работать как в ручном режиме, с участием операторов, так и полностью автоматическом режиме, одновременно сопровождать до 24 воздушных целей», – говорится в материалах Минобороны РФ.
«Тор-М2» – единственное средство ПВО в мире, способное вести огонь на марше, то есть на ходу. Это позволяет прикрывать перебрасываемые войска от ударов с воздуха.
Чтобы я могла познакомиться с этой техникой поближе, мне разрешили побывать на подмосковном полигоне Кантемировской танковой дивизии, где как раз планировались тактико-специальные учения с комплексами «Тор». По сценарию боевые расчеты должны были совершить марш в составе механизированной колонны в назначенный район. На марше военнослужащим предстояло отработать действия по отражению диверсионных групп условного противника и отражению воздушного удара при налетах авиации.
– Расскажите, что это за техника такая и для чего она? – спрашиваю заместителя командира зенитно-ракетного полка подполковника Закри Льянова, пока мы организованной толпой шли по полигону к месту проведения занятий.
– Система «Тор» предназначена для прикрытия танковых и мотострелковых подразделений от ударов воздушных сил противника. С помощью локаторов она ловит воздушную цель и уничтожает ее.
– Бывает так, что цель не обнаруживаете?
– Нет. Даже самый маленький объект приборы распознают.
– А если птичка, скажем, воробей, в зону локатора попадет? На нее отреагирует?
– Система распознает, что это птица. Техника же умная.
– Сама стрелять не будет?
– Нет, конечно. Решение принимает человек. Внутри же обученный расчет находится. Они все контролируют. Видят цель, дальше – захват, сопровождение, и только по команде нажимают кнопку.
– Кто входит в боевой расчет?
– Механик-водитель, начальник расчета и оператор.
– Во время настоящих боевых действий как выглядит зенитно-ракетная батарея?
– Четыре боевых машины системы «Тор», и впереди – батарейный командный пункт. Там, как вы, наверное, уже сами поняли из названия, находится командир батареи, который и управляет всем.
Подполковник рассказал, что службу у них несут как военнослужащие по призыву, так и контрактники. В процессе срочной службы молодежь постоянно обучается. Многих срочников так затягивает, что остаются дальше служить – уже по контракту.
– Желающих подписать контракт хватает, – поделился Закри Хажбикарович.
– Какие главные качества для зенитчика?
– Я думаю, внимательность. Для этого у нас постоянные занятия и проводятся.
– А внутри удобно? Или как в танке?
– Удобно. И места хватает, и не трясет, – заверил меня офицер. – Попозже сами сможете убедиться.
Подполковник также рассказал, что занятия, подобные сегодняшним, проводятся ежедневно. Каждый день одна из батарей отрабатывает необходимые навыки. Военнослужащие – не задействованные – заняты чем-то другим. Огневая, тактико-специальная подготовка. Без дела никто не сидит. Также много внимания уделяется физической подготовке бойцов. Обязательно ежедневные тренировки, в том числе и рукопашный бой.
На пригорке показалась военная техника. Следуя друг за другом, колонна «Торов» прошла обозначенный участок и остановилась как раз недалеко от нас. Военнослужащие спешились. После чего состоялся бой. По задумке, батарея должна была отразить нападение диверсионной группы, вооруженной автоматами.
– Ты ложись за землю и стреляй из-за бугра, – отдал указание один из офицеров переодетому в гражданку псевдодиверсанту.
Грохот автоматных очередей сотрясал воздух недолго. Бой был окончен, враги уничтожены.
Одна цель – одна ракета
– Внутри поедете? – поинтересовался у меня старший лейтенант, указывая на технику.
– Конечно, – не задумываясь, согласилась я.
Мой «Тор» (осмелюсь на время называть его так) шел первым, сразу за боевой машиной командира батареи. Внутри действительно было довольно просторно, как и обещал подполковник Льянов. И даже несмотря на то, что я была четвертым человеком, а в экипаже только трое, места хватило всем. Неровности дороги почти не чувствовались. По сравнению с моими любимыми танками, мягкий ход добавлял «Тору» массу плюсов. Офицер также рассказал, что «Тор» заслуженно называют самым эффективным комплексом в мире. Если раньше цель гарантированно поражали две ракеты, то сейчас «одна цель – одна ракета».
– Садитесь за руль, – предложил заместитель командира батареи лейтенант Давид Хачатурян.
Разве от такого предложения можно было отказаться? Я не раздумывая тут же перелезла на освободившееся водительское место.
Короткий инструктаж на месте о технике безопасности, вопрос о моем водительском стаже – и вперед!
Из явных плюсов, по крайней мере для себя, я отметила, что педали всего две: «газ» и «тормоз». Это значительно минимизировало риски опозориться и не суметь даже тронуться с места. Давид объяснил, как и куда нажимать. В теории звучало совсем не сложно – не сложнее, чем обычная легковушка.
– Не переживайте. Он по бездорожью небольшую скорость развивает – километров 30 в час. А так, конечно, до 70 разгоняется, – подбодрил меня лейтенант.
В реальности, казалось бы, черепашья скорость для обычной автомашины в «Торе» воспринималась иначе. Не могу сказать, что было страшно, но «поддать газку» желания не возникало. Конечно, офицер внимательно контролировал все мои действия и вовремя поправлял. Так что за время эксперимента ни один «Тор» не пострадал.
– Что будет, если батарея лишится командного пункта? – интересуюсь у стоящего неподалеку командира подразделения, старшего лейтенанта Дениса Флеганова. – Батарея сможет самостоятельно справиться с поставленной задачей?
– Сможет. Руководство на себя тогда берет заместитель командира, который находится в первой машине. Он по радиосвязи отдает указание остальным. Даже если так случится, что одна машина останется, все равно комплекс сможет выполнять задачи.
– Чем «Тор» вооружен?
– В боекомплект комплекса входят 16 ракет 9М338К.
– Есть преграды, которые могут остановить «Тор»?
– Вода. Если уровень выше гусениц. Эта техника не умеет плавать. А вот огонь противника выдерживает: броня толстая достаточно.
– Какой может быть самый большой косяк на учениях?
– Не прийти на учения, – рассмеялся офицер...
Свое успешное боевое крещение зенитный ракетный комплекс «Тор» прошел в Сирии, прикрывая российскую базу Хмеймим. На его счету – десятки сбитых беспилотников, запущенных боевиками в сторону базы. Ни один не прорвался.