«МК» попросил российского политолога, директора Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии Семена Багдасарова высказать свое экспертное мнение на этот счет.
- У нас вообще очень своеобразная внешняя политика, - сказал политолог. - Мы чуть что - или турецкие помидоры запрещаем завозить, или вот не летаем, как сейчас. Вместо того, чтобы прямо назвать причину.
Турция в последнее время теснит Россию, и уже не только с Южного Кавказа. Она создает реальную угрозу и со стороны Украины. Между Турцией и Украиной существует военно-политическая договоренность о действиях в зоне Черноморского и Азовского бассейнов, а значит, это напрямую затрагивает вопросы безопасности России.
И это сотрудничество не только в вопросе поставки беспилотников «Байрактар». Турецкая сторона проявляет повышенный интерес к украинским военным предприятиям, например, к структурам атомной промышленности.
На мой взгляд, в Кремле должны всерьез задуматься. Просто отменить рейсы - этого не достаточно. Нам нужен комплекс программ по борьбе с растущим влиянием Турции на постсоветском пространстве. А не так: «сегодня запретили ввозить помидоры, завтра разрешили; сегодня запретили летать, завтра возобновили рейсы».
Какая-то странная «помидорная политика». Да, конечно, туристы страдают, многие привыкли отдыхать в Турции. Но любая политика — это комплекс мероприятий: экономических, технических и так далее. Во время Второй мировой войны не возникал же вопрос, почему в Берлин экскурсионные автобусы не ходят. Безопасность государства должна быть в приоритете.
- Так все же как, на ваш взгляд, должна вести себя Россия по отношению к Турции?
-Так, как Советский Союз вел себя по отношению к Турции, а точно не так, как сейчас. В 70-х годах СССР строил серьезные объекты промышленности в Турции, одновременно каким-то чудным образом появлялись организации типа Рабочая партия Курдистана и Коммунистическая партия Турции, в задачи которых входила в том числе борьба на южном фланге НАТО.
Торгуй, но и нажимай, нажимай на болевые точки своего партнера — так надо. А мы только торгуем, и иногда вот самолетам запрещаем летать.