«Совет решил усилить существующие ограничительные меры в связи с ситуацией в Белоруссии и ввести запрет на полет над воздушным пространством ЕС и на доступ в аэропорты ЕС для всех белорусских перевозчиков», — говорится в заявлении, опубликованном на сайте Евросовета.
Таким образом страны — члены блока будут обязаны отказывать в разрешении на посадку, взлет или полет над своей территорией любому воздушному судну, эксплуатируемому белорусскими авиакомпаниями.
Вместе с тем в документе не указывается, когда именно запрет вступает в силу. Однако Bloomberg со ссылкой на источники уведомил, что это может произойти уже в ночь на субботу, 5 июня.
«В Европейском союзе чисто формально говорят о запрете на полеты для всех белорусских авиалиний над странами сообщества, - комментирует «МК» заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин. – Дело в том, что в Белоруссии есть только один международный перевозчик – это Belavia. По всей видимости, в ЕС боятся, что его переименуют или, к примеру, сменят юридическое лицо, поэтому и решили таким образом подстраховаться.
Мне кажется, что этот запрет - эмоционально и политически избыточное решение. Так до конца и не понятно, кто, собственно говоря, посадил самолет Ryanair в минском аэропорту, кто передал сообщение о бомбе на борту. Но при этом уже предпринимаются достаточно жесткие шаги со стороны ЕС. Такое чувство, что связано это с некой досадой от того, что на борту воздушного судна оказался один из ключевых белорусских оппозиционеров, который сейчас много чего рассказывает следователям.
Подобные действия диктуются эмоциями и стремлением найти повод для обострения отношений не только с Белоруссией, но и с Россией со стороны тех сил в Европе, которые не нацелены на нормальное и конструктивное сотрудничество.
Поэтому в сложившейся ситуация официальному Минску остается только расширить полеты своих самолетов в сторону Востока и Юга через территорию Российской Федерации в те государства, которые не участвуют в этой блокаде. Я, по крайней мере, надеюсь, что отдельные страны, входящие в Евросоюз, в скором времени смягчат свою позицию. Потому что в руководстве ЕС сейчас собрались политики, которые не настроены дружелюбно по отношению к Белоруссии и России».
Ранее Европейское агентство авиационной безопасности (EASA) приняло решение запретить авиакомпаниям из ЕС летать над Белоруссией после экстренной посадки самолета Ryanair в Минске, стремясь таким образом «снизить риск для пассажиров и экипажей от полетов над территорией этой страны».
По информации агентства, ежедневно над Белоруссией пролетают около 400 гражданских самолетов, и примерно 100 из них эксплуатируются авиакомпаниями Евросоюза или Великобритании. Белорусский национальный перевозчик Belavia летает примерно в 20 европейских аэропортов, в том числе в Амстердам, Берлин, Варшаву, Вену, Милан, Мюнхен, Париж, Рим и Хельсинки. Теперь у авиакомпании осталось только девять направлений.
Тем временем решение EASA резко осудила Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) и призвала европейское агентство разделять политику и вопросы авиационной безопасности. В ассоциации отметили, что авиакомпании должны самостоятельно оценивать риски полетов над Белоруссией. IATA также подвергла критике действия белорусских властей и потребовала провести независимое расследование.
Решение о запрете на полеты было принято после инцидента с экстренной посадкой в Минске в конце мая летевшего из Афин в Вильнюс самолета Ryanair, на борту которого находился основатель Telegram-канала Nexta Роман Протасевич. Его вместе с девушкой, россиянкой Софией Сапегой, задержали в аэропорту при проверке документов. Против журналиста возбуждено уголовное дело по нескольким статьям, включая статью «организация массовых беспорядков». Считается, что причиной для принудительной посадки стало якобы полученное сообщение о бомбе на борту лайнера.