На протяжении последних месяцев Иран и Израиль провели друг против друга серию диверсионных операций. Эскалация началась после того, как в ноябре 2020 года в Иране был убит ведущий ядерный физик страны Мохсен Фахризаде. Вслед за этим, неизвестными в Тель-Авиве был расстрелян в своей машине один из крупных офицеров израильской разведки.
Серия аварий произошла на ключевых объектах иранской экономики, включая ядерный центр в Натанзе. Иранские власти прямо обвинили в израильское спецслужбы в террористических нападениях. Вслед за этим, на главном израильском предприятии по производству ракет произошёл взрыв, однако власти не сообщили о его причинах и последствиях.
Очередной частью ирано-израильского противостояния стали взаимные атаки на военные и гражданские корабли и суда. В среду второго июня авария произошла на судне обеспечения ВМС Ирана «Харг». На борту вспыхнул пожар, который привёл к полному уничтожению судна. Спустя несколько часов, пожар вспыхнул на нефтеперегонном заводе на окраине Тегерана, его не удалось потушить до сих пор.
Ближневосточные СМИ связывают последние события с возможными действиями израильской разведки. Цель израильского правительства, по их информации, спровоцировать иранские власти на мощный военный ответ. Middle East Monitor приводит слова израильского премьера Бениямина Нетаньяху, который на днях заявил, что диверсионные атаки будут продолжаться, несмотря на попытку США заключить с Ираном ряд соглашений, направленных на деэскалацию региональной обстановки.
««Я сказал это своему другу, с которым мы дружим 40 лет, (президенту США - «МК») Джо Байдену, и я сказал ему:« С соглашением или без него мы продолжим делать все, что в наших силах, чтобы не дать Ирану вооружиться ядерным оружием» - пишет Middle East Monitor.
Эксперты связывают активность израильской разведки с тем, что нынешнее израильское правительство в ближайшее время должно оставить власть. Лично Нетаньяху это грозит не только потерей кресла премьер-министра, но и тюремным сроком по обвинению в коррупции.
По мнению военного эксперта Юрия Лямина, нынешний премьер Израиля использует фактор «иранской угрозы» для усиления своих позиций, однако с его отставкой вероятность полномасштабного ирано-израильского конфликта может даже возрасти. Об этом эксперт рассказал в интервью «МК».
- Эта серия диверсий продолжается давно, с тех пор как в Израиле пошли эти бесконечные перевыборы. Нетаньяху пытается расшевелить Иран, спровоцировать на агрессию, чтобы не допустить возобновления «ядерной сделки» между Ираном и США. Готов ли он начать ради этого войну? Сейчас нельзя сказать точно. Но нападения на Иран идут постоянно. На их корабли, на танкеры у берегов Сирии, которые атакуют израильские беспилотники со стороны Ливана. Иранское правительство Хасана Рухани пока пытается придерживаться политики «стратегического бездействия», то есть старается не отвечать открыто. Но ситуация дальше может обостриться из-за внутренней обстановки в Иране.
- Вы имеете в виду предстоящие президентские выборы?
- Да. Ведущий кандидат — Ибрагим Раиси. Он представляет более радикальные круги иранского общества, у него куда более резко настроенные избиратели, которые могут потребовать более решительного ответа на израильскую агрессию.
- Новые израильские власти тоже радикально настроены, это ведь своего рода местные ястребы?
- Я бы сказал, что голубей там нет. Поэтому военная риторика будет только нарастать, потому что Иран пока не может отвечать во всю силу. Они это знают и пользуются. С другой стороны, они пока не несут невосполнимых потерь в этом противостоянии, так что могут позволить себе чуточку терпения. Но тут многое зависит от того, на что готов пойти Нетаньяху, чтобы удержать власть. Всё-таки Иран — не Газа, и «маленькая победоносная война» тут не получится.