Один из авторов инициативы «о приземлении», глава думского Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн («ЕР») заявил: речь идет всего лишь «об установлении прямого диалога с иностранными Интернет-ресурсами, работающими на территории РФ для российской аудитории». Сейчас же своих представительств в стране у большинства из них нет, на письма и обращения - никакой реакции. Только после того, как Роскомнадзор замедлил трафик Twitter, «почти 100% запрещённого негативного контента было удалено», сказал он.
Под действие законопроекта попадут ориентированные на россиян, работающие на русском языке или языках народов РФ крупные иностранные интернет-компании, которые ежедневно посещает не менее 500 тысяч пользователей. Им придется сразу разместить на своем ресурсе электронную форму для взаимодействия с гражданами и общественными организациями, зарегистрировать на сайте Роскомнадзора личный кабинет для взаимодействия с властями РФ, а к 1 января 2022 года открыть в России свое представительство или создать дочернюю компанию.
Чтобы всё это не осталось «пустой декларацией», пояснил г-н Хинштейн, придуман целый ряд мер принуждения. Для начала российских пользователей ресурса уведомят о том, что соцсеть или интернет-площадка нарушают законы РФ. Не отпугнет - введут запрет на распространение рекламы об этом ресурсе у российских рекламодателей, а потом и размещение рекламы на нём самом.
Далее по мере нарастания последуют: ограничение денежных переводов этому ресурсу с территории РФ, запрет на поисковую выдачу, запрет на сбор и трансграничную передачу персональных данных, и, наконец - замедление трафика и блокировка. «Речь не о том, что мы сейчас закрываем государство и боремся с инакомыслием, нет», - уверял коллег докладчик: по его словам, ряд других государств уже пошел по этому пути, а в Индии вообще всё гораздо жестче, и если нет представительства - вообще запрещают работать.
Кто и как будет считать активных пользователей? В тот же день Госдума приняла в первом чтении еще один законопроект, автором которого стал Антон Горелкин («ЕР»): он предполагает создание единой системы учета посетителей всех интернет-ресурсов на всех видах устройств, от смартфонов до смарт-ТВ. Кто будет вести учет, по каким правилам, на каком оборудовании - потом решат подзаконными актами правительство и Роскомнадзор…
Алексей Куринный (КПРФ) усомнился в том, что законопроект вообще имеет смысл: «Эксперты говорят, что уже через год спутник станет Интернет раздавать, и все блокировки Роскомнадзора не будут иметь никакого значения».
Хинштейн в ответ напомнил про закон «о суверенном Интернете», который был принят несколько лет назад и вроде как вступил в силу: «техническая система работы со связью в нашей стране в результате изменилась, и мы это видим, и даже если не видим, у меня нет основания не доверять тем, кто говорит, что изменилась». «Наши коллеги (видимо, из правительства - «МК».) уверяют нас, что существующие сегодня механизмы эффективны для того, чтобы все реализовать на практике»,- сказал он.
«Что будет с Google, YouTube, если они требования не выполнят? Уйдут из России?»- спросила Вера Ганзя (КПРФ). «Правила приземления просты, за прошлый год только Google и Facebook заработали в России не менее 100 млрд.рублей, мне кажется, на эти деньги можно создать филиал», - заявил докладчик. И призвал «не бояться этого закона»: в Турции, мол, они тоже сначала говорили, что не будут создавать филиалы, но сегодня создали и работают…
Под новые правила подпадут около 20 иностранных интернет-ресурсов, среди них - популярные у россиян YouTube, Facebook, Twitter, Telegram, крупные торговые платформы AliExpress и Amazon. Мнение большинства из них по поводу изменения условий работы в России пока не известно. Впрочем, некоторые торговые платформы свои представительства здесь давно уже открыли.
ЛДПР не стала участвовать в голосовании. «Не потому, что против представительств, а просто сейчас не время - выборы впереди, и если Роскомнадзор начнет тормозить внезапно весь трафик, дискомфорт ощутят не только граждане, но и кандидаты в депутаты, потому что у всех есть интернет-каналы», - объяснил позицию партии Андрей Свинцов.
Ссылка на опыт Турции не убедила и коммунистов, сообщил г-н Куринный: цель принимаемых под выборы законов - не «приземление», а «взять под контроль Интернет - это по сути, все, что осталось власти, чтобы перекрыть иную точку зрения и иную информацию».
Безусловно «за» была «Единая Россия». «СР» свою позицию не высказала.
«Я готов пари поставить, что ни одна из страшилок не будет реализована, более того - уверен, что механизм блокировки или замедления не будет применяться государством точно так же, как не применяется им сегодня ядерное оружие, это инструмент сдерживания», - подвел итог дискуссии г-н Хинштейн. И добавил: «А заблокировать, если уж на то пошло, всё можно и сейчас, новый закон для этого не нужен»…