«Без денег Катара ХАМАС не продержится и неделю»

Израильский эксперт раскрыл секрет «бессмертия» палестинского движения

Очередная вспышка боевых действий в секторе Газа завершилась. Израильтяне и арабы подсчитывают потери. Политики и военные проводят «разбор полетов», анализируют свои успехи и провалы в ходе этой войны. Конечно, обе стороны заявляют о своей безоговорочной победе. Однако далеко не все жители Израиля сегодня пребывают в эйфории в связи с успехами своей армии. Свой взгляд на события представил читателям «МК» бывший израильский военный Александр Брасс, автор книг по истории террора и борьбы с ним.  

Израильский эксперт раскрыл секрет «бессмертия» палестинского движения

- Что происходит сейчас в Израиле? Каковы настроения людей?

- Израиль вернулся к повседневной жизни, обстрелы прекратились. Израильтяне в прямом и переносном смысле залечивают раны.

Проблема в том, что жители страны уже привыкли к такой ситуации. Это не первое такое обострение, и все понимают, что не последнее. Это уже стало нашей повседневностью, как палестинский террор и осознание того факта, что мы живем во враждебном окружении.

Заявлениям правительства мало кто верит. Премьер Израиля Биньямин Нетаньяху говорит, что все под контролем, что ХАМАС («Исламское движение сопротивления» - палестинское исламистское движение, правящее в секторе Газа, признанное в ряде стран террористическим. – М.П.) наказан.

Но никто не верит, что это был последний военный инцидент. Все понимают, что возобновление обстрелов – это лишь вопрос времени.

До нынешних событий в 2012 году в секторе Газа была проведена крупнейшая военная операция Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ) «Облачный столп» (с 14 по 21 ноября 2012 года).

Что тогда сказал Нетаньяху? «ХАМАСу нанесен тяжелейший урон. Мы полностью контролируем ситуацию. Мы не дадим им восстановить инфраструктуру террора. Мы перекроем им финансовый кислород».

С 2012 года прошло 9 лет. Посмотрите, насколько более мощный удар нанес ХАМАС! Тогда из сектора Газа было выпущено полторы тысячи ракет, и это считалось очень много. На этот раз по Израилю было выпущено несколько тысяч ракет. И они обстреливали не только юг страны, но и центр. Конечно, эти ракеты довольно примитивные, собранные чуть ли не в подвале, практически из подручных материалов. Но их вполне достаточно, чтобы убивать людей, тем более, когда террористы стреляют залпами в 50-150 ракет.

- В чем причина майского обострения арабо-израильского конфликта?

- Я хочу подчеркнуть, что это не арабо-израильский конфликт, как часто говорят. Это даже не палестино-израильский конфликт. Это было военное столкновение между Государством Израиль и экстремистской исламистской организацией ХАМАС. Израиль воюет с террористами, с террористической организацией, которая пытается свою экстремистскую стратегию и идеологию навязать не только Израилю, но и другим мусульманским странам.

- Верно ли, что это новое обострение началось с решения суда в Иерусалиме о выселении нескольких арабских семей?

- Выселение восьми арабских семей из квартала Шейх-Джарра в Восточном Иерусалиме – это всего лишь предлог к обострению ситуации. Корень конфликта находится не в Израиле, а внутри Палестинской автономии.

Это борьба между ХАМАС и ФАТХ («Движение за национальное освобождение Палестины» - палестинская военизированная организация и политическая партия – М.П.) за власть в автономии. Абу Мазен (Махмуд Аббас, глава Палестины и лидер ФАТХ – М.П.) находится у власти уже лет 15. За это время на территории Палестинской автономии не проводились выборы.

Абу Мазен испытывает давление со стороны арабских стран и внутри самой ООП (Организация освобождения Палестины – М.П.). Он прекрасно понимает, что если будут проведены выборы, то у него нет ни единого шанса удержаться у власти. К власти придет ХАМАС, который сейчас занимает намного более прочные позиции в палестинской среде.

ФАТХ очень сильно ослаблен, прежде всего - действиями израильского правительства. Выборы должны были проводиться на территории сектора Газа, Западного берега реки Иордан и в Восточном Иерусалиме. Так хотели власти Автономии. Но Израиль не может позволить, чтобы жители Восточного Иерусалима участвовали в выборах в Палестинской автономии.

- По какой причине он не может этого позволить?

- Израиль не признает Восточный Иерусалим частью автономии. Абу Мазен воспользовался отказом Израиля от проведения выборов в Восточном Иерусалиме как предлогом, чтобы вообще не проводить выборы. То есть ХАМАС лишили возможности легально победить на выборах. Поэтому он пошел на очередной военный конфликт с Израилем, устроив провокацию.

Проще всего спровоцировать беспорядки именно в Восточном Иерусалиме, которые перекинутся на остальные районы компактного проживания палестинцев, вызвав новую Интифаду. При этом хочу заметить, что именно администрация Автономии подавила попытку новой Интифады на территории Западного берега Иордана в самом зародыше. При этом израильские исполнительные власти, конечно, очень глупо и бездарно поступили, начав выселение этих семей. Решение суда никто не оспаривает. Но они начали выселять людей накануне Рамадана, причем именно тогда, когда страсти в среде палестинцев накалены до предела в связи с отменой выборов. ХАМАС этим воспользовался. Не было бы решения суда, ХАМАС нашёл бы другой предлог.

- А как произошли столкновения на Храмовой горе?

- Палестинская молодежь начала собирать камни, доски, бутылки с зажигательной смесью в иерусалимской мечети Аль-Акса с целью устроить погромы и массовые беспорядки, как они это обычно делают. По международным соглашениям, за безопасность на Храмовой горе отвечает израильская полиция. Полиция ввела крупные силы на Храмовую гору, чтобы прекратить эти беспорядки.

В свою очередь, палестинские экстремистские организации ХАМАС и Исламский джихад выдвинули Израилю ультиматум: или вы выводите полицию из Восточного Иерусалима, или мы начинаем обстреливать Израиль. Естественно, Израиль не поддался на ультиматум, и начались обстрелы.

- Какие цели преследовал ХАМАС?

- ХАМАС таким образом еще более укрепляет свои позиции среди палестинцев. Удар наносится не столько по израильтянам, сколько по руководству Палестинской автономии, Махмуду Аббасу. Вот суть этого конфликта. И те, кто говорит, что идет война между Израилем и палестинцами, или не понимают, или не хотят понимать, что война на самом деле идет с опаснейшей террористической организацией – «Братьями-мусульманами» (организация признана в РФ террористической и запрещена).

ХАМАС – это одно из наиболее радикальных ответвлений этой организации, не многим отличающееся в своей идеологии от Аль-Каиды и ИГИЛ (террористические организации, запрещенные в РФ). Суть этой идеологии – насаждение своей формы агрессивного ислама, который даже более реакционный, чем ваххабизм, среди других мусульманских общин и не только. По большому счету, у Израиля с сектором Газа нет никаких территориальных споров. Война идет прежде всего между ХАМАС и ФАТХ за власть над Палестинской автономией.

- Верно ли, что Израиль изначально даже поощрял ХАМАС именно как конкурента ФАТХ?         

- Да, это никто и не скрывает, в каком-то смысле ХАМАС – это «детище» Израиля. В конце 1970-х – начале 1980-х годов, когда движение ХАМАС только зарождалось, в Израиле ошибочно посчитали, что если они его укрепят, то это станет противовесом ФАТХ и другим палестинским террористическим организациям, входящим в ООП. Что палестинская молодежь уйдет в религию.

Это та же самая ошибка, которую допустили американцы с Аль-Каидой (террористическая организация, запрещенная в РФ). Невозможно в своих целях манипулировать исламистской организацией. 

Этого до сих пор не понимают в Америке, этого до сих пор не хотят признавать в израильском политическом руководстве. Ликвидировать ХАМАС можно за неделю. Он не представляет собой никакой серьёзной военной силы для Автономии, и тем более для Израиля.   

Но руководство Израиля не заинтересовано в его полном уничтожении, оно стремится только к его ослаблению, но не настолько, чтобы он проиграл ФАТХу. Потому что пока есть ХАМАС, есть раскол в палестинском движении. Пока есть раскол в палестинском движении, мы не занимаемся палестинской проблемой.

- Нас с вами не обвинят в антиизраильской позиции?

- Я высказываю свой взгляд на вещи и говорю о безответственной и авантюрной политике администрации Нетаньяху. Нетаньяху и его ликудовское «болото» – это еще не все государство. Так же, как я, думает множество израильтян, не случайно последние выборы в Израиле проходят под лозунгом «сбросить Нетаньяху». Я утверждаю, что нынешняя израильская администрация заинтересована в том, чтобы ХАМАС находился в секторе Газа. Для правительства Нетаньяху Махмуд Аббас намного опаснее, чем ХАМАС. Они это и не скрывают.

- Почему?

- Потому что пока существует ХАМАС, можно не решать целый ряд вопросов, связанных с палестинской проблемой. С террористами не о чем говорить. Безопасность жителей центра и юга страны ставится под угрозу в политических целях. Иначе это никак назвать нельзя.

- Но ведь Израиль уничтожил шейха Ахмеда Ясина, духовного лидера ХАМАС?

- Он может уничтожить еще десять шейхов, но на смену им придут еще более радикальные. К чему это привело, разве это ослабило ХАМАС? Эту организацию можно уничтожить очень быстро другими методами, не обязательно военными.

- Каким образом?

- Надо просто не позволять Катару переводить ей деньги. Просто физически не позволять переносить через границу чемоданы с деньгами. Именно так они и передаются, с ведома израильской администрации.

Без миллионов Катара ХАМАС не продержится и недели. И надо поддержать Абу Мазена, или, как минимум, не мешать ФАТХу войти в сектор Газа. Он там наведет порядок. И ХАМАС практически исчезнет.

Это то, что нас умоляет сделать Египет, это то, чего желают арабские страны. Все хотят уничтожить ХАМАС. Эта организация запрещена в Египте, Иордании, Сирии, Саудовской Аравии... Когда выходили из Газы, надо было сделать так, чтобы власть там перешла к администрации Палестинской автономии. С ней можно договариваться. Но когда власть в Газе захватил ХАМАС, многие в израильском политическом и военном руководстве откровенно радовались.

- ХАМАС понес большие потери в ходе последнего конфликта?

- Вы что же, считаете, что все эти удары по инфраструктуре ХАМАС хоть как-то его ослабили? Это только подняло его престиж. Все это восстанавливается очень быстро. 

Это невероятно: какие-то бандитские группировки, которые могут только стрелять кустарными ракетами и отправлять террористов-смертников, которые не имеют ни ПВО, ни ПРО, ни даже нормальных средств электронной связи, не имеют даже минимального понятия о партизанской войне, не говоря уже о современной. И по ним наносятся удары, в воздух поднимают F-16 и F-15. Самые современные бомбы и ракеты, беспилотники.

Разбомбили тоннель. Этот тоннель они через год восстановят. Они на строительство этого тоннеля потратили, ну скажем, 20 тысяч долларов. А сколько стоит бомба, сброшенная на этот тоннель? Сколько стоит минута нахождения в воздухе современного истребителя? Чего добился Израиль? У каждой военной операции есть вполне четкие политические цели.

К чему стремился ХАМАС? Он стремился заявить о себе, поднять свой престиж среди палестинцев и на арабском востоке. Он этого добился. Посмотрите, какие были беспорядки даже среди израильских арабов, которые поддержали ХАМАС. Я даже не хочу поднимать вопрос о том, каким образом его идеология распространилась среди израильских арабов, где была Служба безопасности? Это отдельная больная тема.  

Более того. Если раньше переговоры о прекращении огня велись через посредников, через Палестинскую автономию, то теперь уже напрямую говорили с ХАМАС. Он поднялся до уровня партнера по переговорам! И мы с ним вынуждены считаться. Мы сами подняли его до уровня геополитического игрока, с которым необходимо считаться.

- Но у него же погибло много лидеров, полевых командиров?

- Это ровным счётом не имеет никакого значения, потери их не беспокоят, тем более, что они их сразу восстановят. Сколько бы мы их не убивали, они для них - шахиды. Это не то, что их остановит. Единственное, что их может остановить, это прекращение финансирования.

Надо не позволить деньгам Катара туда поступать и дать возможность Палестинской автономии установить свою власть. И больше ни одной ракеты на Израиль не упадет. Но это для правительства Нетаньяху опасно. Потому что придется решать политические вопросы, садиться за стол переговоров, а это намного сложнее, это не так популярно и очень опасно для собственного политического выживания.

- При каких условиях палестинцы смогут объединиться?

- При условии, что исчезнет ХАМАС. Хамасовцы ненавидят ФАТХ и Махмуда Аббаса намного больше, чем Израиль. Сейчас ХАМАС празднует победу, военную и политическую. И им не важно, какие у них жертвы. Все погибшие - шахиды, все они уже у Аллаха. Зато боевики ХАМАС могут теперь хвастаться, что они держали под обстрелом крупнейшие города Израиля, что их ракеты пробивали «Железный купол». Что они наравне воевали с одной из сильнейших армий мира, самой мощной армией на Ближнем Востоке.

- То есть вы хотите сказать, что ХАМАС из этой истории вышел только окрепшим?

- Конечно. Всех поставленных целей в этом конфликте он добился. А израильской армии не давали конкретные задачи. Приказ «прекратить обстрел» - это ни о чем. Вот смотрите: ракетные обстрелы Израиля возобновляются с определенной периодичностью, только они с каждым разом все сильнее и сильнее.

- Почему в ходе этого конфликта была пробита израильская система ПРО «Железный купол»? Она не так эффективна, как принято думать?

- Я считаю, что «Железный купол» полностью справился со своей задачей. Потому что более 90% ракет были сбиты. Такой эффективности нет сегодня ни у одной системы ПРО в мире. Причем приходилось перехватывать вот эти кустарные ракеты, которые запускались сотнями одновременно. Более двух с половиной тысяч ракет было выпущено во время этого обострения по густонаселенным районам Израиля. Если бы не «Железный Купол», это была бы катастрофа.

- Каким силам в арабском мире могло быть выгодно нынешнее обострение? Какие страны могли быть в нем заинтересованы?

- Никому в арабском мире это не нужно. Никто не был заинтересован в этом обострении, ни одна страна. Кроме, может быть, Турции. Даже Иран не был в этом заинтересован. Наоборот, весь арабо-мусульманский мир с большим опасением относится к ХАМАС, особенно Египет. ХАМАС является отделением «Братьев-мусульман». В Египте «Братьев-мусульман» просто вешали. Деятельность этой организации там запрещена. В Сирии их танками давили. В Саудовской Аравии им головы отрезали. ХАМАС – это террористическая организация, и никто не заинтересован в ее укреплении. Потому что всем она несет угрозы. И прежде всего самому арабо-мусульманскому миру.

- Эффективна ли избранная Израилем тактика борьбы с терроризмом?   

- Нет, она неэффективна. Это уже не первый такой конфликт, и результаты для Израиля все хуже и хуже. ХАМАС только крепнет, дальность полета их ракет все больше, плотность обстрелов все выше. Один раз обстреляли, провели военную операцию – не помогло. Второй раз - все то же самое. В третий раз опять проводят такую же операцию. А может быть, надо в корне пересмотреть стратегию? Но в том-то и дело, что не хотят ничего менять. ХАМАС неприкосновенный.

- Какова вероятность того, что конфликт перерастет в большую войну, возможно, с подключением других государств?

- Нет такой вероятности, потому что никто в этом не заинтересован. У всех есть только недоумение: почему Израиль при всех своих возможностях до сих пор не расправился с ХАМАСом?

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру