- Николай Карлович, как вы восприняли новость о посадке самолета Ryanair в Минске?
- Испытал чувство резко неприятное. Будем называть вещи своими именами, это акт воздушного пиратства на государственном уровне. Информация о бомбе очень похожа на фейковую, и это подтверждается с каждым днем. Сначала говорили про ХАМАС. Потом про Швейцарию. Лукашенко говорит о каком-то террористе. Где он? Это Протасевич вез бомбу? Если с самолет с бомбой летел в Вильнюс, почему это покушение на Белоруссию, почему самолет надо было сажать в Минске? Концы с концами у Лукашенко не вяжутся совсем. Очевидно, что это захват самолета с одной целью — арестовать главного редактора оппозиционного издания Протасевича. А значит, это - террористический акт. Оправдывать его нельзя.
- Но наши пропагандисты как раз этим и занимаются, ничуть не стесняясь.
- Да, они одобрили даже сам акт захвата, похвалили за качественную операцию... Но потом сделали шаг назад.
- Когда выяснилось, что арестована гражданка России София Сапега?
- Да. Лукашенко вроде как пользуется нашим покровительством. Кроме нас его и защищать некому. Он, так сказать, «наш сукин сын». Но когда он захватил нашего гражданина — мы не можем молчать. Лукашенко человек страшный и непредсказуемый. Он черт знает что может сотворить. А в его руках гражданка РФ.
- Что думаете про видео с ее признательными показаниями?
- Все выполнено в стилистике кровавых 30-х годов. Тогда люди били себя в грудь и признавались во всех смертных грехах. Я боюсь представить, как обрабатывали 23-летнюю девушку.
- И что делать России?
- Долг страны - спасать своих граждан. Если мы заступались за Виктора Бута и Марию Бутину, то почему не заступиться за Сапегу? Это святое дело МИДа. С той же страстью, с какой наше министерство бросалось на помощь другим россиянам, оно должно помочь Сапеге. Невзирая на то, кто такой Лукашенко, и на его сложносочиненные отношения с нами и наши с ним…
- А если не получится?
- То есть как? Мы махнем рукой? Отдадим гражданку России на съедение? Это показало бы абсолютную нашу слабость. Что мы своих бросаем. Этого нам не простят, это мы сами себе этого не простим…
От себя добавлю, что история чем-то напоминает другую, произошедшую с гендиректором «Уралкалия» Владиславом Баумгертнером. В 2013 году он был арестован в Белоруссии (куда прибыл для деловых переговоров) по обвинению в злоупотреблении полномочиями. Лукашенко о нем говорил: «Он приехал, сопляк, его приглашает премьер-министр. Он сел нога за ногу и заявляет: не будет этого, не будет этого. Вышел и в аэропорт. А там его...».
Тогда телесюжеты с Баумгертнером в наручниках и с заломанными руками в минской тюрьме КГБ выглядели как публичное унижение российской стороны. Но и правительство РФ, и МИД быстро вмешались. Баумгертнера экстрадировали в Москву, где поместили в СИЗО №5 (он был первым заключенным, которого я проверила его после того, как стала членом ОНК). А вскоре выпустили.
Тогда этот «трюк» можно было назвать дипломатичным. Почему бы его же не применить сейчас? Попросить экстрадировать Софию в Россиию, чтобы поместить в женское СИЗО № 6 (оно одно в Москве), а оттуда выпустить? Это был бы весьма неплохой вариант.
Читайте материал «Адвокат Софии Сапеги рассказал, почему россиянку арестовали без суда»