«Он однозначно не хочет налаживать отношения с нашей страной», - в конце марта говорил про Байдена Дмитрий Песков. Однако не прошло и месяца, как выяснилось - хочет. Причем не в формате видеодебатов, как в ответ на оскорбление предлагал Кремль, а, что называется, «фейс-ту-фейс». Предложение о проведении саммита прозвучало 13 апреля в ходе телефонного разговора двух лидеров. Но Путин раздумывал ещё около месяца: первые контакты между сторонами начались только после майских праздников, а окончательное решение было принято по итогам встречи глав внешнеполитических ведомств в Рейкьявике.
Республиканская оппозиция подозревает, что Белому дому пришлось пойти на существенные уступки, чтобы Путин дозрел и согласился на встречу. В день переговоров Лаврова и Блинкена стало известно, что США отказываются от санкций против компании-оператора «Северного потока-2» «в связи с национальными интересами». Влиятельный сенатор и возможный кандидат на участие в выборах 2024 года Тед Круз заявил, что Путин в знак благодарности должен приехать на переговоры с Байденом с тортом и попросил журналистов при случае выяснить, «не было ли нажатие на тормоза по «Северному потоку -2» предварительным условием» Кремля.
В свою очередь Москва продолжает настаивать, что вопрос смягчения санкционного давления, усилившегося с приходом Байдена, вообще не стоит на повестке дня. «Путин сам вопрос санкций никогда не поднимает», - напомнил журналистам Песков.
По версии Кремля, ключевыми темами саммита станут двусторонние отношения и стратегическая стабильность, а также региональные конфликты и борьба с пандемией коронавируса. Сергей Лавров говорил, что Россия готова рассматривать все факторы, влияющие на стратегическую стабильность - ядерные, неядерные, наступательные и оборонительные. А среди региональных конфликтов предпочитает обсуждение тех, где интересы РФ и США более-менее совпадают: это корейский полуостров, ядерная сделка с Ираном и Афганистан.
Белый дом на проблематику стратегической стабильности смотрит не так широко, а к региональным конфликтам добавляет Украину и Белоруссию, где расхождения очевидны. В Белом доме не скрывают, что ждут сложного разговора, но «дипломатия предусматривает встречи и обсуждения именно с теми партнерами, с которыми есть разногласия».
В Кремле такой настрой в целом разделяют. По мнению Пескова, внимания заслуживает уже само проведение двустороннего саммита, а о его итогах говорить преждевременно. «Встреча очень важная, но перезагрузки отношений не ожидается», - подчёркивает он. Похоже, максимум, на что можно рассчитывать в практическом ключе - это договоренности о нормализации работы дипломатических представительств и выдачи виз. Но даже это далеко не факт.
Место проведение саммита, состав делегаций, особенности протокола в Кремле и Белом доме называют техническими моментами, но они не менее важны. Известно, что американцы предлагали несколько площадок, включая Вену и Братиславу, и возражали только против Хельсинки, где в 2018 году Дональд Трамп, как считают демократы, сложил лапки перед Путиным.
Однако выбор был сделан в пользу Швейцарии, поскольку именно эта страна в представлении Кремля обладает ничем не запятнанным нейтральным статусом. (За это, кстати, Путин недавно публично хвалил нового швейцарского посла). Женева была местом первой встречи Горбачева и Рейгана, состоявшейся осенью 1985 года, и это также вызывает целый ряд параллелей и ассоциацией.
35 лет назад Россия и США, как и сейчас, находились на пике противостояния. Вашингтон объявил о программе «звёздные войны» - прообразе нынешней системы ПРО. Москва представила концепцию «ассиметричного ответа». А президент Рейган, не зная, что микрофон включён, объявил Россию вне закона «на вечные времена» и анонсировал пятиминутную готовность к бомбардировке. Очень похоже на сегодняшний день, не правда ли?
Однако сама встреча вряд ли будет напоминать саммит середины восьмидесятых. Тогда Горбачёв и Рейган находились в Женеве три дня. Сначала они встретились на вилле (Château Fleur d’Eau, арендованной американцами), потом в советском представительстве. Было проведено несколько бесед один на один, с участием делегаций и на экспертном уровне. По итогам этих напряженных переговоров президенты подписали заявление, которое считается первым шагом к завершению «холодной войны».
Сейчас Владимир Путин старается не растягивать свои визиты в европейские страны: несмотря на масштабную повестку и огромное количество вопросов, саммит уложится в один день. Где именно 16 июня состоится встреча, пока не понятно, но с учётом дефицита времени, скорее всего, на нейтральной территории - в помещениях ООН, швейцарского правительства или в гостинице.
Подписания совместных документов, по словам Пескова, пока не планируется. Спикер Кремля вынужден признать, что сторонам предстоит согласовать ещё очень много деталей, связанных с санитарно-эпидемиологическим режимом.
Владимир Путин, как известно, большинство массовых мероприятий проводит в формате онлайн, а его посетителям необходимо проходить карантин, причём это правило до последнего момента распространялось и на членов правительства, и на глав иностранных государств.
При этом Байден свободно летает по стране, проводит встречи и брифинги для журналистов. Более того: в США вакцинировавшиеся могут не носить маски. «Все эти вопросы имеют право на существование - они стоят на повестке дня, - подтвердил Песков, отметив, что ясности пока нет, «но без их обсуждения, ничего не получится». По его словам, решения по режиму и допуску будут принимать эпидемиологи: «Главное - безопасность глав государств».
Можно предположить, что в сложившейся обстановке российская сторона будет предлагать максимально сократить список членов делегаций, имеющих непосредственный доступ к президентам, а пресс-конференцию провести по видеосвязи - такой опыт у Кремля имеется.
Читайте материал «Перед встречей с Путиным Байден вдруг стал «паинькой»