Возьмем для начала Америку. Вот, что по поводу инцидента говорит Джен Псаки (ныне она — американский Песков): «Эти действия — развернуть полет между двумя странами ЕС, чтобы задержать журналиста, — шокируют». Поскольку речь идет о «наглом вызове» со стороны белорусского режима международному миру и безопасности. США требуют «немедленного, прозрачного и заслуживающего доверия международного расследования». Давайте просто отметим, что задержанный Протасевич обвиняется в Белоруссии в организации массовых беспорядков.
Вот что говорила Псаки (тогда — американская Захарова) в 2013 году, когда США вынудили европейские страны посадить в Австрии самолет с президентом Моралесом, поскольку было подозрение, что на борту Сноуден: «Как вы знаете, США поддерживали связь с широким кругом стран на протяжении всего курса. … Наша позиция в отношении г-на Сноудена также была кристально ясной с точки зрения того, чего мы хотим добиться.
И позвольте мне просто повторить: его обвинили в утечке секретной информации. Ему предъявлено обвинение в трех уголовных преступлениях, и он должен быть возвращен в Соединенные Штаты».
Мало того, тогда американская администрация утверждала, что «каждое государство по соображениям общественной безопасности или военной необходимости на основании действующих международных правил может потребовать от любого воздушного судна, входящего в зону диспетчерской ответственности над своей территорией, произвести посадку». А теперь вот — шокируют такие действия.
Там человек обвиняется, тут человек обвиняется. Там посадили самолет, тут посадили самолет. В чем разница? Да в том, что то, что можно Юпитеру, нельзя быку.
Но возьмем теперь нашу Марию Захарову. Она выдала довольно пространный комментарий по поводу посадки самолета с Протасевичем. И, как и положено, выразила удивление «скоординированной реакцией на эти события представителей ряда западных стран и международных организаций, включая ЕС, НАТО и ОБСЕ». Мол, что же вы раньше-то на подобные события также не реагировали. И привела в пример, в том числе, того же Моралеса. Призвала наших «западных партнеров» воздержаться от применения «двойных стандартов». Ну, и в чем она не права?
Однако это все риторика. Суть-то комментария в чем? В том, что мы «внимательно следим за развитием событий вокруг экстренной посадки», что «по официальным сообщениям белорусской стороны, посадка произошла в соответствии с правилами авиационной безопасности», а действия белорусских авиационных властей «соответствовали международным нормам». Ну, а задержание Протасевича это вообще «внутреннее дело Белоруссии». Вы видите тут осуждение? Нет.
В случае с самолетом Моралеса наш МИД заявлял, что действия властей европейских стран «едва ли можно рассматривать как дружественные по отношению к Боливии, а также России», а «отказ предоставить право пролета воздушному судну мог создать угрозу безопасности находившихся в самолете пассажиров». И призвал всех членов мирового сообщества «неукоснительно соблюдать международно-правовые принципы взаимоотношений между государствами». То есть очевидно — осудили действия США и их сателлитов.
Тогда — осудили, сейчас — нет. Это какие стандарты?
С этим ничего не поделаешь — это просто данность современного мира. Но можно выбирать сторону баррикады. Кому-то сложно, мне — просто: моя страна может ошибаться, но это моя страна.
Читайте материал «Стало известно, как самолет с Протасевичем заманили в Минск»