«МК» неоднократно писал об этом исключительном документе, внесенном в парламент 4 мая за подписями членов думской Комиссии по иностранному вмешательству из всех фракций и принятом 18 мая в первом чтении тоже голосами единороссов.
Исключительном – потому что никогда ранее в авральном порядке, в последние перед началом избирательной кампании недели, в правила проведения выборов не вносилось имеющих обратную силу изменений, запрещающих неопределенно большой группе граждан быть избранными.
Первоначальная версия предлагала запретить участвовать в выборах в Госдуму всем руководителям, учредителям, сотрудникам, членам, работникам, а также неких «причастным» к организациям, которые суд признал экстремистскими или террористическими, запретил и внес в соответствующие реестры (Минюста в первом случае и ФСБ – во втором).
Причем сотрудничать с этими организациями гражданин мог в течение года до принятия судом столь сурового решения, но стать кандидатом в депутаты ему предлагалось запретить на 3 года вперед.
Применительно к руководителям и учредителям ограничения должны были стать еще более суровыми: возглавлял организацию в течение трех лет до признания её экстремистской – нельзя избираться в Думу 5 лет. Никакого механизма определения «причастности» принятый в первом чтении документ не предлагал.
Ко второму чтению, доложил депутатам на заседании 25 мая представитель профильного Комитета по контролю и регламенту Дмитрий Ламейкин («ЕР»), поступило всего 4 поправки – все они подписаны главами Комитетов по законодательству Госдумы и Совета Федерации Павлом Крашенинниковым («ЕР») и сенатором Андреем Клишасом. Все четыре поддержаны.
Ни одной попытки поправить текст не предприняли ни голосовавшие «против» в первом чтении коммунисты, ни уклонившиеся тогда от голосования члены фракций ЛДПР и «СР». Возможно, они просто отошли в сторону от процесса, потому что радикально улучшить что-то было невозможно из-за исходного изъяна конструкции, то есть концепции. А возможно, просто решили «не гнать волну», дабы не вызывать недовольство Кремля, где эта конструкция, судя по всему, и была изобретена.
В итоге действие новых правил после внесения поправок распространится не только на выборы в Госдуму, но и на все «иные выборы» в России, то есть и выборы президента, губернаторов, законодательных региональных собраний, органов местного самоуправления.
В первом чтении, напомнил г-н Ламейкин, «звучали вопросы о некоторых неточностях и неопределенностях в формулировках», но теперь, по его словам, в текст вносятся «определенность и конкретика». Например, уточнено, что такое «причастность». После уточнения «причастностью» станет и участие в уличной мирной акции, организованной тогда еще легально существующей организацией, и «выражение высказываниями, в том числе в сети Интернет» поддержки деятельности этой организации. Лайкнул сообщение о намерении акцию протеста провести, репостнул опубликованное расследование – пиши пропало. А еще «причастностью» могут быть признаны и «иные действия» вроде предоставления денежных средств, имущества (любого), организационно-методической, консультативной и некой «иной помощи».
Тех, кто в течение трех лет до признания организации экстремистской или террористической, руководил ею или ее региональными отделениями, права избираться на пять лет в соответствии с поправками будут лишать автоматически. А вот для «причастных», которые в течение года до признания организации экстремистской позволили себе нечто тогда ещё легальное, запрет избираться на три года может быть установлен лишь «по решению суда».
Какого уровня суда? По чьей инициативе? Ответов на эти вопросы в тексте законопроекта нет. Видимо, мы их получим, когда он заработает и будет на практике опробован на сентябрьских выборах 2021 года.
Против при обсуждении поправок высказался лишь Сергей Иванов (ЛДПР). Он напомнил, что «все юристы» считают законопроект грубо нарушающим права и свободы граждан, потому что он вводит ответственность за деяния, которые таковыми не считались на момент совершения», и «так в нормальных странах не делается». Как раз те, кто принимает такие законы, и есть настоящие экстремисты, заявил г-н Иванов. Но г-н Ламейкин обвинения в антиконституционности отверг: Конституция запрещает задним числом вводить «ответственность», а не «ограничения», о которых тут идет речь, сказал он…
И тут спикер Вячеслав Володин «для чистоты отношений» решил поговорить «о нормальных странах». «Вы помните, когда к Конгрессу США пришли люди, четверо погибли. Итог, чем это все закончилось? Около 500 человек привлечены к уголовной ответственности, арестованы, им грозит от 15 до 25 лет тюрьмы за то, что они пришли к Конгрессу, за то, что они зашли в Конгресс, за то, что они выразили свою позицию, свое мнение», – так выглядела его версия событий осени 2020 года в Вашингтоне. «И мы говорим, что у нас нет демократии, нет свободы, что кого-то обижают? Это (Россия – «МК».) последний остров демократии и свободы, и вы – в этом острове», – обратился он к депутатам.
Кто-то один в зале захлопал в ладоши, но поддержки не получил. Хотя – казалось бы.
«Мы одна десятая часть суши и материк Евразия, мне кажется, преуменьшать значение страны не надо. Мы не островок», – уточнил Николай Коломейцев (КПРФ). «Материк демократии и свободы», – подвел итог спикер. На том и порешили…
Третье, финальное чтение законопроекта намечено на 26 мая.
Читайте материал Запрет на выборы для "причастных к экстремизму" вызвал неудобные вопросы