Прокомментировать действия властей Белоруссии и командира воздушного судна, мы попросили Заслуженного пилота СССР, председателя комиссии по гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора Олега Смирнова.
— Кто принимает решение о посадке судна?
— Это решающий вопрос. Существуют международные законы и принципы, по которым президент любой страны не имеет права каким-либо образом влиять на решение командира корабля при проходящем полете. Командир корабля, когда находится в воздухе, выше всех президентов, Папы Римского и всех королей. На таких принципах построена мировая гражданская авиация. В данной ситуации решение о посадке в Минске принял командир корабля.
Я прослушал запись радиосвязи, отрезок разговора, между диспетчером минской воздушной зоны и командиром корабля. Белорусский диспетчер говорил на великолепном английском языке, как и положено любому диспетчеру, который занимается международными полетами. Он задал пилоту пространный вопрос: «Скажите, кто вам дал рекомендацию произвести посадку в Минске». Следом сам же расшифровал этот вопрос: «Руководитель авиакомпании, аэропорт вылета или аэропорт прилета?» Командир корабля ему ответил: «Это мое решение». Он принял решение после того, как к нему поступила информация не от белорусов, что на борту взрывное устройство. Откуда поступила информация — пока не понятно. Командир корабля действовал строго в соответствии с регламентом для авиакомпаний всего мира. Как только поступает подобный сигнал, необходимо тут же произвести посадку на ближайшем аэродроме.
— Разве аэропорт Вильнюса был не ближе?
— Самолет в этот момент находился в воздушной зоне Белоруссии. Вел связь с белорусскими диспетчерами, а не с литовскими. По всем международным канонам ответственность за безопасность несет то государство, которому принадлежит эта воздушная зона.
— В Минтрансе Белоруссии говорят, что все заявления об угрозах применения ракет «воздух-воздух» в отношении борта Ryanair являются фантазией и выдумкой. Зачем был, в таком случае, поднят с аэродрома Барановичи истребитель МиГ-29 ВВС Белоруссии?
— Истребители в таких случаях поднимаются часто. Он может подлететь близко и понаблюдать внешнее состояние самолета. Он должен связаться с экипажем, узнать, какая требуется помощь. Проследить путь этого самолета, куда он следует. В данном случае истребитель взлетел, убедился, что посадить самолет — это решение экипажа, развернулся и ушел на аэродром вылета.
Могла возникнуть и другая ситуация. Взлетев, истребитель мог получить информацию от экипажа о том, что самолет захвачен. Тогда МиГ-29 мог предпринять попытку принудить этот самолет произвести посадку там, где он считает необходимым. Истребители имеют такой навык, проводят подобные тренировки.
— Как оцениваете действие экипажа Boeing 737–800 ?
— Экипаж показал серьезную психологическую выдержку, свое мастерство, не смотря на такую вводную информацию. Курс был один. Нужно было брать другой курс, снижаться раньше времени. Он все это сделал, мастерски произвел посадку. Самолет в подобных случаях сажается и заруливается не на перрон, а на специально предназначенные для этого площадки. И начинается работа. В экстренном порядке высаживаются пассажиры. Их везут в аэровокзал. Разгружается весь багаж и проверяется каждый чемодан. Представляете объем работ, там ведь было 123 пассажира. Выгружается весь груз, который есть в самолете. Все это проверяется. Осматривается самолет, включая все щели и закутки. Осматривается также нижнее шасси, там есть большое пространство, куда можно что-то разместить. После проверки, когда выяснится, что на борту взрывчатых веществ нет, самолет продолжает рейс. Что и произошло.
— Согласитесь, очень уж кстати на борту ирландского лоукостера, который летел из Греции в Литву, оказался экс-редактор белорусского оппозиционного телеграм-канала, главный рупор прошлогодних белорусских протестов Роман Протасевич. Вы верите в такие совпадения?
— Это какое-то чудо. Я думаю, что международная комиссия проведет тщательное расследование. Потому что выглядит все это очень вульгарно. Если ничего не выяснится, то властям Белоруссии, можно сказать, сильно повезло, что они посадили у себя самолет по одной причине, а там оказался человек, который объявлен в Белоруссии вне закона.
Читайте также: Генерал ФСБ о перехвате самолета Ryanair: «Овчинка выделки не стоит»